О нас Продукты и услугиНовости группыВакансииОбратная связь

ВСЕ САЙТЫ ИНТЕРФАКСА
 
Нажатие в любом месте темного фона - закроет всплывающее окно
О нас


ПРЕССА ОБ ИНТЕРФАКСЕ
Инфляция онлайн ("Ведомости")

25 сентября 2013 г.

Наталья Ищенко

Ведомости

25.09.2013

В России появился индекс интернет-инфляции, позволяющий следить за изменением цен на самые популярные товары в онлайн-магазинах. Показатель будут рассчитывать "Яндекс", Высшая школа экономики (ВШЭ) и "Интерфакс"

Индекс "Интернет-инфляция" разработали "Интерфакс", сервис "Яндекс.Маркет" и Высшая школа экономики, рассказали "Ведомостям" представители разработчиков. Для расчета показателя используются данные системы "Яндекс.Маркет", которая аккумулирует информацию от большей части российской онлайн-розницы - 13 000 интернет-магазинов. Модель для расчета инфляции разработали специалисты ВШЭ. Она использует данные по переходам пользователей с "Яндекс.Маркета" на сайты онлайн-магазинов: модель товара, средняя цена за неделю, количество переходов за неделю, суммарная стоимость спроса (произведение средней цены на количество переходов - т. е. "вес товара" в индексе в целом) на конкретную модель. Изменения из-за появления на рынке новых моделей и динамику цен на те модели, которые недавно появились на рынке или уже устарели, индекс не учитывает.

Пока индекс отражает динамику цен на 10 категорий товаров: мобильные телефоны, планшеты, ноутбуки, телевизоры, фотоаппараты, холодильники, мультиварки, наручные часы, жесткие диски и накопители, стиральные машины. Это самые популярные товары у клиентов интернет-магазинов, объясняют выбор разработчики.

На большую часть этих товаров цены в традиционных магазинах отслеживает и Росстат. По его данным, например, фотоаппараты в среднем подешевели на 0,76% с начала 2013 г. к началу осени, ноутбуки - на 1,5%, мобильные телефоны - на 1,4%. Индекс цен в онлайн-магазинах зафиксировал более выраженную динамику: цифровые фотоаппараты подешевели на 2%, ноутбуки - на 2,55%, телефоны - на 2,6%. "Мы уверены, что наши данные более репрезентативны, так как информация "Яндекс.Маркета" собирает данные на уровне конкретных моделей товаров", - говорит редактор службы интернет-проектов ИА "Интерфакс" Александр Кияткин.

В ближайшем будущем список категорий для расчета индекса расширится, говорит Кияткин: например, будут добавлены новые категории техники и бытовых товаров, товары для дома. Создатели индекса ведут переговоры и с продуктовыми ритейлерами, чтобы начать отслеживать колебания цен на продукты питания в интернете, продолжает он.

Онлайн-торговля сама по себе сделала процесс ценообразования прозрачным: покупатель видит, как различаются цены на один и тот же товар у разных продавцов, считает Антон Пантелеев из "М.видео". "Запуск специализированного индекса делает процесс более наглядным и публичным. Фактически он выносит ценообразование в онлайн, позволяя отслеживать ценовую динамику и прогнозировать покупательский спрос в той или иной категории", - говорит он.

Для экономистов данные индекса "Интернет-инфляции" могут быть полезны тем, что наглядно показывают колебания потребительского спроса в ситуациях, как в конце 2008 г., когда в ожидании девальвации рубля россияне активно тратили деньги на бытовую технику и электронику, отмечает ведущий экономист Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Игорь Поляков. "Данных по тому, как всплеск спроса распределялся по неделям, у экономистов не было", - говорит он. Для того чтобы данные индекса инфляции в интернете можно было использовать для построения макроэкономических моделей и прогнозов, потребуются как минимум данные за два года, добавляет эксперт. Индекс, по словам его создателей, ретроспективно рассчитан начиная с июля 2012 г. Индекс Google Google три года назад сообщал о разработке так называемого индекса цен - Google Price Index. Предполагалось, что на основе постоянно обновляющихся данных интернет-магазинов США и Великобритании получать и обновлять экономические данные можно будет быстрее, чем это делает госстатистика. Публичные данные по методике расчета и значениям индекса не раскрывались.


  Copyright © 1991-2019 Interfax.     Все права защищены.    

Политика ЗАО "Интерфакс" в отношении обработки и защиты персональных данных

Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального использования и не подлежит дальнейшему
воспроизведению и / или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения Интерфакса.
 
разработка: web.finmarket