О нас Продукты и услугиНовости группыВакансииОбратная связь

ВСЕ САЙТЫ ИНТЕРФАКСА
 
Нажатие в любом месте темного фона - закроет всплывающее окно
О нас


ПРЕССА ОБ ИНТЕРФАКСЕ
Белые пятна черной металлургии (Институт внутренних аудиторов)

30 октября 2018 г.

Бизнес в любом экономическом секторе имеет свои «болевые точки» – рисковые зоны бизнес-процессов, где высока вероятность сбоев, упущенных прибылей, издержек и прочих видов потерь. В отношении металлургии можно смело выделить красным такую «болевую точку», как закупочная деятельность. При этом необходимо сказать, что проблемы, с которыми в этой области сталкиваются металлурги, контрастируют с типовыми «болями», скажем, логистов или участников ИТ-кластера. Причина этого - в благодатной почве для проведения недобросовестных сделок. На рубеже последнего десятилетия на рынках черной и цветной металлургии стали активно проявляться все более изощренные схемы мошенничества, и в результате этого количество участников рынка, попавших в сети мошенников, растет каждый день как со стороны поставщиков, так и со стороны производителей.

Согласно ранее проведенному исследованию международной аудиторской компании Ernst & Young, во всем мире риску коррупции и мошенничества наиболее подвержены именно игроки рынка черной и цветной металлургии.  Это напрямую связано с тем, что в период сложной экономической обстановки в конце 2000-х годов снизился объем средств, выделяемых предприятиями на меры в области внутреннего контроля. Однако, с другой стороны, последующее восстановление динамики рынков сбыта форсировало расширение деятельности: горнодобывающие и металлургические холдинги активизировали свои инвестиционные и геолого-разведочные проекты, что усилило негативное влияние специфических аспектов отрасли - таких как многочисленность каналов продаж, обилие дистрибьюторов, дилеров и вендоров различных масштабов, а также особенности заключения контрактов, например, строгое правило постоплаты.

Закупочная деятельность является наиболее уязвимой областью для компаний рассматриваемых отраслей, именно потери в закупках, связанные с мошенничеством и злоупотреблениями при подготовке и проведении закупочных процедур, несут наибольшую угрозу активам собственников. Одна из наиболее распространенных схем мошенничества в закупках – привлечение неявно аффилированных лиц. Так, например, в закупочном тендере могут участвовать сразу несколько компаний, совладельцами которых являются родственники заместителя директора (или иного ответственного лица) компании, проводящей тендер. Стоит ли говорить, что проведение такого тендера вслепую может быть чревато последствиями самой разной степени плачевности? Также широко распространены разного рода нелегитимные контракты, в которых цены по одним позициям занижены, а по другим, напротив, завышены с целью получения выгоды поставщиком. Дополнительные сложности испытывают крупные компании и холдинги с распределенной сетью филиалов – нередко различные подразделения, не зная о деятельности друг друга, проводят проверки одних и тех же контрагентов, получая при этом разнящиеся или даже противоречивые результаты. Подобные ошибки остаются необнаруженными ввиду недостаточной цифровой централизации. Наконец встречаются и такие случаи, когда закупка производится вполне корректно с точки зрения буквы закона, но сами лица, ответственные за закупку, подходят к процессу спустя рукава и упускают значимые детали контракта. Но как с этим бороться?

ПАВЕЛ БРЯНЦЕВ, начальник управления по интеллектуальным системам защиты «ОМК»:

Закупочная деятельность любой холдинговой структуры является сложной многогранной процедурой, в которой участвует большое количество разного рода специалистов. Все они обладают разной квалификацией и самое, пожалуй, главное – все они могут преследовать различные интересы. Эти интересы порой идут в разрез с корпоративной закупочной политикой, более того отягощается все распределенностью сети представительств, где уровень контроля порой сведен к минимуму, а свобода в принятии решения достаточна высока. 

Принципиальная сложность обнаружения мошенничества и злоупотреблений в закупочном процессе обусловлена тем, что само по себе противозаконное деяние, например, подкуп ответственного лица, зачастую трудно или даже невозможно отследить в документах и бухгалтерской отчетности организации, так как инструменты подкупа (деньги или иные ценности) обычно напрямую передаются ответственным функционером поставщика сотруднику компании.

Однако, хотя сами деяния не находят отражения в документации, их можно выявить по ряду косвенных признаков в действиях заинтересованной стороны компании. Вот наиболее яркие из подобных признаков:

        завышение цен,

        товар был оплачен, но не был поставлен,

        были поставлены товары низкого качества (брак),

        неавторизованное продление контрактов,

        внесение изменений в контракты,

        закупки через аффилированные компании,

        требования в техническом задании пишутся под конкретного поставщика,

        заведомо нерентабельные закупки,

 

        смена закупочных практик, совпадающая с изменениями в кадрах, ответственных за закупки.

Отдельно стоит отметить, что для горнодобывающих и металлургических компаний стандартной практикой является работа в удаленных от головного офиса регионах. Этот факт влечет за собой дополнительные сложности с точки зрения проведения прозрачных закупочных процедур, установления долгосрочных отношений с потенциальными и действующими контрагентами, соблюдения основных регламентных действий по проверке благонадежности (далее – регламент) контрагентов. Совокупность этих явлений значительно повышает риск мошенничества и злоупотреблений и в конечном счете может вести к потерям для собственников компаний.

Инструментов и способов проверки, а также методик, направленных на минимизацию и купирование рисков взаимодействия с неблагонадежными контрагентами, достаточно много. Это многообразие возможно благодаря большому массиву сведений, основывающихся на открытых данных, в том числе опубликованных в интернете. С каждым годом с этой информацией все удобнее работать: она становится все более подробной, таргетированной и лучше поддается обработке и поиску. Но стоит отметить, что и для разовой проверки, и для регулярного (непрерывного) мониторинга, как правило, одного источника данных недостаточно: необходимо пользоваться несколькими источниками, как правило, дополнительно задействуя закрытый пул данных, базирующийся на внутрикорпоративной информации.

Еще одно важное условие – внедрение информации и методик в компанию в качестве автоматизированного бизнес-процесса, охватывающего все заинтересованные подразделения.

ПАВЕЛ БРЯНЦЕВ, начальник управления по интеллектуальным системам защиты «ОМК»:

Понимая всю специфику и проблематику ведения закупочных процедур, мы приняли крайне важное, на мой взгляд, решение о проведении реформы методики работы с потенциальными и уже действующими контрагентами. Это целый комплекс мероприятий, направленный на снижение различного рода рисков, снижения уровня манкирования сотрудниками выполнения регламентных процедур. Данные процессы достаточно длительные и трудоемкие, они затрагивают внутренние «течения», но более того требуют привлечения не только людских ресурсов, но и создания программного продукта, который обеспечит и облегчит соблюдение стандартов компании на высшем уровне исполнения.  В создании такого рода программного продукта мы решили обратится к международной информационной группе «Интерфакс» – разработчику флагманского решения в области проверки контрагентов, системе СПАРК. Совместно мы проделали огромный пласт работы в области анализа рисков и выявления различных схем мошенничества и корпоративного злоупотребления в металлургической области; сформировали более 80 факторов риска и совместно спроектировали модель купирования и минимизации различных групп рисков, включая финансовые и репутационные. Мы ставили перед собой глобальные цели, максимально снизить риск и сделать процесс более прозрачным, а главное управляемым и легитимным. Вот лишь малая толика тех ключевых рубежей, которые мы прошли и задач, что решили совместно с «Интерфаксом»:

        автоматическая проверка контрагентов в соответствии с регламентом:

   реакция на значимые изменения данных по контрагентам – система оповещает о них всех вовлеченных сотрудников предприятия и запускает пересмотр условий договоров;

      отслеживание всех проводимых проверок на предмет соответствия регламенту,

   предоставление интерактивной аналитики, в том числе по рисковым аспектам деятельности контрагентов (финансовое состояние, арбитражи, торгово-закупочная деятельность и др.).

Один из инструментов, позволяющих автоматизировать процесс выявления неблагонадёжности потенциального, либо действующего контрагента — это «СКАУТ-Интерфакс» – новая корпоративная интеллектуальная система, разработанная международной информационной группой «Интерфакс». Она использует информацию из систем СПАРК, СКАН, «СПАРК-Маркетинг» и опирается на многолетний опыт «Интерфакса» по выстраиванию процедур по управлению рисками.

«СКАУТ-Интерфакс» значительно сокращает объем «ручных» операций и ускоряет выполнение стандартных процедур, предоставляя пользователям качественные данные, мощные аналитические инструменты и функционал для быстрой подготовки отчетов. Если говорить тезисно, то предприятие-клиент может получить следующие позитивные эффекты внедрения данной интеллектуальной системы:

        «единое окно» доступа к данным по контрагентам и проведенным проверкам,

        сокращение времени на проведение проверок,

        снижение издержек по причине претензий регулятора,

        контроль выполнения всех требований регламента, независимо от квалификации сотрудника клиента,

        мониторинг изменений маркеров рисков и соответствующая система реагирования,

        возможность оперативного аудита всех проведенных проверок.

            ПАВЕЛ БРЯНЦЕВ, начальник управления по интеллектуальным системам защиты «ОМ»:         

     На текущий момент львиная доля работ завершена, все нормативные документы внедрены, и мы начали эксплуатацию разработанной системы. Потребителями данного решения являются не только специалисты экономический безопасности и внутреннего контроля, но и юридический департамент и корпоративное казначейство. Но самое отрадное, все закупочные процедуры, которые проходят сквозь наш холдинг, теперь стали прозрачны и главное мы уверенны в уровне проявленной бдительности при выборе исполнителя по той или иной процедуре. Безусловно, есть еще много задач которые предстоит решить, но все это связано с углублением и масштабированием наших выработанных методов и подходов. Мы с радостью готовы поделиться с коллегами по отрасли нашими наработками, ведь мы крайне заинтересованы в снижении потерь не только нами, но и всеми игроками рынка.

            С уверенностью можно говорить о том, что корпоративные процессы в области оценки рисков и мониторинга контрагентов непрерывно усложняются: скрытые угрозы, развитие техник мошенничества, постоянное повышение динамики работы предприятий и всего рынка в целом, а также экспонентное увеличение объемов данных практически подписали приговор «ручным» методам работы. В результате качественная автоматизация описанных выше процессов, которая еще вчера могла многим показаться лишь мерой грядущего светлого будущего, теперь является острой необходимостью, которую нужно закрывать, как это принято говорить, «уже вчера». С учетом важности выстраивания безопасного для инвесторов процесса корпоративных закупок скорейший выбор надежного вендора и эффективного продукта автоматизации бизнес-процессов подразделений, отвечающих за проверку и контроль контрагентов, является чуть ли не вопросом первой необходимости. 


  Copyright © 1991-2018 Interfax.     Все права защищены.    

Политика ЗАО "Интерфакс" в отношении обработки и защиты персональных данных

Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального использования и не подлежит дальнейшему
воспроизведению и / или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения Интерфакса.
 
разработка: web.finmarket