eng
29 августа 2022 Акционерное общество

ESG-перестройка: переходим от лирики к физике

Будет ли востребована в России в новых экономических и геополитических реалиях концепция ESG, если да, то в каком виде? С одной стороны, ажиотаж вокруг темы явно спал. С другой, экологические риски никуда не исчезли; компаниям по‑прежнему нужно показывать устойчивость бизнес-модели, социальную ответственность, приверженность цивилизованным корпоративным практикам. И — эффективно доносить эту информацию до стейкхолдеров. 

PRO ET CONTRA

На корпоративное ESG-раскрытие сейчас влияют несколько факторов. 

Во-первых, исчезла важнейшая и самая активная группа потребителей этой информации — иностранные партнеры и инвесторы. Российские эмитенты больше не привлекают денег с мировых рынков, многие поставщики из России выпали из международных цепей поставок. 

Во-вторых, ушли зарубежные провайдеры, которые предоставляли компаниям сервисы в части рейтингования, сертификации, IR и активно задавали агрессивную ESG-повестку. В результате санкций снизилась доступность для российского бизнеса современных "зеленых" технологий, туманнее стали перспективы низкоуглеродного будущего во многих отраслях.

В-третьих, изменилась регулятивная среда: временно смягчаются внутрироссийские экологические требования, отменяются проверки, введены послабления в сфере раскрытия информации. У российских экспортеров, которых активно выдавливают с европейского рынка, снизились стимулы инвестировать в снижение выбросов парниковых газов, так как перспектива скорого введения Евросоюзом трансграничного углеродного регулирования перестала быть для них главным риском. 

Наконец, у многих корпораций появились финансовые ограничения: есть необходимость снижать затраты и концентрироваться на самом важном для выживания.

Спал ажиотаж вокруг темы устойчивого развития в СМИ. Число упоминаний ESG в российском медиапространстве выросло в прошлом году в три раза по сравнению с уровнем предыдущего года, показывает статистика системы "СКАН-Интерфакс". В то же время в апреле-мае этого года на эту тему писали почти в два раза реже, чем в ноябре-декабре прошлого года.

Но тема ESG на забыта. 

Сами компании по‑прежнему считают ее актуальной: важной для успешной конкуренции, демонстрации долгосрочного подхода к развитию бизнеса. Они не хотят терять накопленные компетенции и рассматривают раскрытие нефинансовой отчетности как правило хорошего тона. Кризисы в России, мы знаем, происходят регулярно и — проходят, а репутация — остается.

Мир, несмотря на снижение вероятности ускоренного отказа от ископаемого топлива, движется к внедрению единых глобальных стандартов отчетности об устойчивом развитии. Проекты первых документов, разработанные Советом по международным стандартам отчетности в области устойчивого развития (International Sustainability Standards Board), уже обсуждаются. Россия, уверен, не останется в стороне от этого процесса. 

В пользу ESG говорят и утилитарные соображения. На нефинансовые показатели обращают внимание не только в Европе и США, но и на азиатских рынках, где российский бизнес активно ищет новых партнеров. Гонконгская биржа, например, движется к введению обязательного ESG-раскрытия с 2025 г.

Чтобы включиться в новые международные цепочки поставок, российским предприятиям (в том числе и небольшим) придется демонстрировать приверженность принципам устойчивого развития и раскрывать связанную с этим информацию. 

Требования ESG крупные мировые компании распространяют на всех своих поставщиков. Характерно, что даже в условиях массового исхода иностранных компаний из России число информационных запросов о российских бизнесах из‑за рубежа радикально не упало, свидетельствует статистика информационных систем "Интерфакса".

Не отказываются от ESG государственные органы и Банк России, который в июле прошлого года принял рекомендации по составлению нефинансовой отчетности. Сохраняется цель по достижению углеродной нейтральности экономики Российской Федерации к 2060 г. 

В условиях растущей изоляции России важным фактором, влияющим на сохранение интереса компаний к теме устойчивого развития, будет спрос на эту информацию внутри страны. Некоторые робкие предпосылки для формирования такого спроса, скажем осторожно, есть. 

На первый план — в условиях начавшейся структурной перестройки экономики — выходит проблема социальной ответственности бизнеса и сохранения им рабочих мест (S). Хотя официальная статистика не фиксирует пока существенного роста безработицы, СМИ пишут об остановке конвейеров, сложностях с логистикой, переводе части сотрудников в режим вынужденного простоя. Актуальность темы занятости будет, таким образом, расти. 

В сфере корпоративного управления (G) компании получили послабления в части раскрытия информации и проведения некоторых корпоративных процедур. В результате инвесторы и акционеры обеспокоены, будут ли соблюдаться их права, будет ли им доступна информация для анализа компаний. Эмитенты будут вынуждены отвечать на эти вопросы.

Экологическая ответственность (E), хотя и ушла временно чуть на второй план, по‑прежнему важна для многих стейкхолдеров. Компании, приверженность которых сохранению природы окажется под вопросом из‑за каких‑либо негативных событий, по‑прежнему будут нести репутационные и финансовые потери. Игнорировать эту тему не получится.

Предприятиям и банкам в условиях ухудшения конъюнктуры надо показывать устойчивость финансового положения и стратегии, создавать позитивные информационные поводы, управлять рисками (связанными, например, с экологическими авариями, сохранением цепочек поставок).

С другой стороны, есть и противоположный вектор. Российские потребители и раньше не сильно поддерживали своим кошельком движение компаний к производству более экологичной продукции, теперь — и подавно будут обращать внимание исключительно на цену товара. 

Таким образом, ESG хотя и не исчезло, явно не является направлением, инвестиции в которое дадут отдачу здесь и сейчас. Скорее, важно сохранить уже наработанное, продолжить или начать накопление положительной корпоративной истории, поддерживать деловую репутацию и эффективную систему управления долгосрочными рисками.

ESG-РАСКРЫТИЕ ПО-РУССКИ 

Отчетность об устойчивом развитии охватила в последние годы несколько сот российских компаний. Однако во многих случаях, на мой взгляд, это было больше данью моде, имиджевым проектом. Не так уж много компаний, где ESG-подходы реально стали частью бизнес-модели и стратегии, прочно вошли в культуру бизнеса.

Выпущенные в прошлом году рекомендации Банка России призваны изменить ситуацию. Они должны помочь компаниям перейти к сущностному пониманию идеи устойчивого развития, приблизить российское раскрытие к международной практике, повысить инвестиционную привлекательность компаний.

Многим эмитентам, которые до сих пор не занимались ESG-отчётностью, эти рекомендации, однако, представляются слишком расплывчатыми. Мы не найдем в документе четко определенного перечня подлежащей раскрытию информации. В нем скорее описываются принципы, на которых должно базироваться мотивированное суждение. Эмитентам предложено самим определять, какая информация будет существенной для заинтересованных лиц, круг этих лиц. На практике это означает, что из десятков ESG-параметров надо выбрать 20–30 самых главных и показать, почему именно они важны для конкретной компании.

Между тем исторически раскрытие на российском фондовом рынке было сильно регламентированным. В регулятивных документах прямо перечислялся длинный перечень конкретных сообщений, которые каждая компания обязана публиковать. 

На Западе раскрытие базируется на принципе существенности: эмитент сам решает, что он должен рассказывать рынку и когда. Таким образом, использование в ESG-раскрытии принципа существенности — не новость для западных корпораций, но — не вполне привычная вещь для российских компаний.

У компаний вызывает сложности использование сценарного анализа (метод управления рисками, заключающийся в моделировании возможных ситуаций), который рекомендуется использовать при

формировании стратегии устойчивого развития и управлении рисками. Возникают практические вопросы в отношении порядка расчета экологических показателей (энергопотребление, выбросы парниковых газов). 

В целом эмитенты, которые до сих пор не выпускали ESG-отчетов, хотели бы начать с набора относительно простых, не требующих больших затрат шагов, а затем постепенно улучшать и расширять практику раскрытия.

ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ 

По нашему мнению, в обозримом будущем ESG-раскрытие будет востребовано в варианте максимально доступном — для эмитентов; информативном, полезном — для стейкхолдеров. Ответом здесь может стать автоматизация процесса. 

"Интерфакс" имеет многолетний опыт взаимодействия с российскими эмитентами в рамках выполнения ими регуляторных требований. В частности, еще 15 лет назад, после введения регулятором требования по предоставлению отчетности в структурированном формате XML, "Интерфакс" разработал специальное ПО для подготовки ежеквартального отчета. 

Несмотря на отмену требований по предоставлению отчетов регулятору в структурированном виде, продукт по‑прежнему востребован, продолжает развиваться и используется абсолютным большинством эмитентов, обязанных раскрывать информацию в соответствии со ст. 30 ФЗ "О рынке ценных бумаг". 

Последнее обновление программы для подготовки отчетности мы произвели в начале 2022 г. — в связи со вступлением в силу нового Положения о раскрытии № 714‑п. И при этом мы не ограничились одним лишь учётом новых регуляторных требований, но и учли запрос от рынка на структуризацию ESG-отчётности.

С конца мая на нашей платформе стала доступна и бета-версия программы для подготовки нефинансовой

отчетности. Компании, уже раскрывающие информацию через "Интерфакс", могут скачать ее в личном кабинете на сайте Центра раскрытия корпоративной информации, остальные — в разделе ESG на сайте e-disclosure.ru

Идея шаблона состоит в том, чтобы снизить порог для входа эмитентов на поле ESG, дать им возможность следовать рекомендациям ЦБ с наименьшими издержками, не уклоняясь при этом от ответа на главные, сущностные вопросы. 

Что представляет из себя шаблон? Упрощенно это виртуальная анкета, заполнив которую пользователь "на выходе" получает текстовый документ, содержание которого должно описывать деятельность эмитента в разрезе ESG-стандартов. Структурирование информации помогает пользователям систематизировать подход к составлению отчетности, подсказки и комментарии дают возможность выбрать правильные данные из внутренних источников. 

Данные в программе разбиты по логическим разделам, из наименований которых автоматически формируется оглавление документа. 

В шаблоне используются три типа полей для внесения данных: 

1.      Числовое. 

Если какой‑либо пункт нефинансового отчета возможно охарактеризовать конкретным числом, в программе предусмотрено числовое поле. Если требуется указать показатель в динамике, или сравнение со среднеотраслевым значением (например, объем выбросов парниковых газов), программа выводит несколько отдельных полей. Под сноской к полям располагаются примечания с методикой расчета показателя; 

2.      Текстовое. 

Если пункт предполагает развернутое текстовое описание, пользователю доступны многострочные текстовые поля, функционал которых позволяет подгружать в них заранее подготовленные документы, в том числе с элементами форматирования (импорт графиков, диаграмм и изображений). Это облегчает подготовку отчета и предоставляет возможности для дополнительной визуализации и оформления отчета;

3.      Флаг-поле. 

Часть сведений в рамках ESG-стандартов не требует ни цифр, ни развёрнутых текстовых пояснений. Достаточно лишь указать, относится ли приведенное утверждение к деятельности компании ("да" или "нет"). Там, где это уместно, в анкете реализованы флаг-поля — и пользователь при составлении отчета проставляет необходимую отметку ("да"/"нет") в такое поле. В печатный документ при этом попадает заранее подготовленная формулировка, что позволяет сократить трудозатраты на составление документа. 

Данные в программе разбиты по логическим разделам, из наименований которых автоматически формируется оглавление документа.

Рисунок 1. Интерфейс программы-анкеты по ESG-отчетности

akcob1.png

Рисунок 2. Интерфейс программы-анкеты по ESG-отчетности

akcob2.png

Частью программы-анкеты является набор из примерно 30 цифровых показателей, охватывающих основные направления ESG. Некоторые из этих показателей ПО поможет рассчитать. Например, выбросы парниковых газов на основании объемов потребляемых энергоресурсов (рис.1). Чтобы снизить вероятность драматических ошибок, можно сравнить полученные цифры со среднеотраслевыми показателями (рис. 2).

Нам представляется, что наличие в отчетах компаний стандартизованного набора индикаторов позволит сформировать более прозрачный, единообразный подход к оценке деятельности компании в сфере ESG, обеспечит сравнимость показателей и даст возможность оценивать их динамику.

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ 

Как и во всяком раскрытии, в ESG важно прежде всего понимание целей и задач. Это повышает эффективность процесса, полезность содержащейся в отчете информации для рынка. 

Автоматизация процессов подготовки отчетности не означает выхолащивания сути ESG-подходов, напротив, помогает действовать системно, охватить, не раздувая затраты, основные факторы устойчивого развития. При этом размер отчета об устойчивом развитии или качество его оформления — далеко не самое главное в нынешних обстоятельствах. Простота и лаконичность — вот лозунг момента. 

Банк России в 2021 г. рекомендовал включать нефинансовую информацию в годовые отчеты АО (хотя возможна и подготовка отдельного документа). Это не только удобно для потребителей информации и проще для компаний, но и обеспечивает целостный, логичный подход к раскрытию информации.

С точки зрения восприятия компании рынком важнейшим фактором является прежде всего регулярность, непрерывность раскрытия. Информационный "цифровой след" сохраняется в Интернете на долгие годы, и даже временный отказ от публичности может стать в будущем для компании негативным фактором. Напротив, тот факт, что эмитент не отказался от ESG даже в условиях глубокой перестройки экономики, покажет его приверженность принципам устойчивого развития, честность и открытость. "Новички" же получают возможность продемонстрировать долгосрочный подход к бизнесу и начать создавать репутацию на будущее, не неся при этом больших дополнительных затрат.

Романенко Александр
Руководитель проектов
Центра раскрытия корпоративной информации "Интерфакса"

журнал "Акционерное Общество"