О нас Продукты и услугиНовости группыВакансииОбратная связь

САЙТЫ ИНТЕРФАКСА
 
Нажатие в любом месте темного фона - закроет всплывающее окно
О нас


ПУБЛИКАЦИИ
"Газели" как потенциальные заемщики: что изменилось за пандемийный год (Банковское кредитование)

24 августа 2021 г.
В прошлом году мы выяснили, что эффективность работы быстрорастущих компаний ("газелей") снижается1. Однако сейчас, как утверждает "СПАРК-Интерфакс", можно говорить о замедлении этой тенденции. В ответ на вопрос наших читателей о состоянии этой группы потенциальных заемщиков приводим данные из ежегодного обзора "СПАРК-Интерфакс".
 
В список "СПАРК: быстрорастущие компании по итогам 2016–2020 гг." вошли 1032 компании с темпами роста выручки более 10% в год в постоянных ценах в течение каждого из последних 4 лет. В предыдущем списке (2015– 2019 гг.) было 827 таких компаний. Также увеличилось число компаний с ежегодным ростом доходов минимум на 20%: 313 против 258 (табл. 1). Распределение компаний по группам роста и ключевым сегментам биз­неса, показатель ежегодного обновления списка компаний, рэнкинг прибыльности по видам экономической деятельности остаются относительно стабильными. 
 

Критерии включения быстрорастущих ком­паний (БРК) в список остались прежними, кроме показателя выручки за первый год, который был скорректирован до 81 млн руб. с учетом дефля­тора ВВП. 

Список БРК2 претерпел очередное обновле­ние, менее заметное по сравнению с прошлыми периодами: в нем остались около 37% компа­ний из предыдущего списка, тогда как в про­шлом году этот показатель составлял 31%.

 

Доля компаний с темпами прироста выручки более 15% в год снизилась до 56% по сравнению с 62% в прошлом списке. Удельный вес компаний третьей группы (10–15% в год) вырос до 43%, что еще более укрепило их ведущие позиции. 

Доля крупных компаний несколько сни­зилась: 28% против 33% год назад. Между тем в группе компаний с самыми высокими темпами роста удельный вес крупных ком­паний сократился незначительно — с 47 до 45%. По-видимому, размер компании остается одним из важных факторов, обеспечивающих ускоренный рост. 

Есть изменения в динамике средних финан­совых показателей. Среднегодовые темпы прироста чистой прибыли несколько уско­рились — с 47 до 50%, а темпы прироста выручки незначительно снизились— с 42 до 40%. Можно говорить о замедлении тенден­ции к снижению эффективности работы этих компаний, хотя средние темпы роста чистой прибыли по-прежнему существенно отстают от бума 2013–2018 гг., когда этот показатель 70% (рис. 2). Отношение чистого долга к EBIT составило в среднем 0,6х в конце периода по сравнению с 0,9х у компаний из прошлогоднего списка. 

Самые перспективные рынки 

Группировка компаний по взаимосвязанным сегментам бизнеса, которые объединяют БРК из разных отраслей экономической деятель­ности на одном рынке, вновь подтверждает тезис об относительной стабильности перечня видов бизнеса, где успешно развиваются "газели". В то же время пандемия все-таки внесла определенные коррективы: 

1. Агропромышленный бизнес, который был абсолютным лидером до 2018 г., почти вернул свои доминирующие позиции. Его доля составила 18% по сравнению с 14% в прошлом исследовании. Этому способствовали три фак­тора: устойчивый внутренний спрос, скачок мировых цен на продовольствие до рекордных уровней и постоянная государственная под­держка аграриев. Все это сопровождалось улучшением финансового состояния компаний сектора, что, в частности, способствовало заметному росту закупок сельхозтехники и удобрений. Просроченная кредиторская задолженность и просрочка по займам и кре­дитам сокращаются. Со второй половины 2020 г. началось устойчивое снижение коли­чества конкурсных производств. 

2. Машиностроительный комплекс ранее занимал первое место по привлекательности, но по прошествии года мы видим, что он наи­более пострадал от пандемии (хотя и остался в группе лидеров). Его доля в общем числе БРК упала с 14 до 11%. Хотя машиностроители сохранили рост продаж, им не удалось избе­жать ухудшения финансового состояния, что было связано в том числе с падением экс­порта. Поскольку производственный цикл в машиностроении зависит от бесперебой­ности поставок огромного количества ком­понентов, нарушение цепочек в результате локдаунов в различных странах не могло не сказаться на развитии сектора. 

3. Также ослабили позиции строительство и девелопмент, доля которых снизилась до 10% по сравнению с 11% в прошлом году. Сектору удалось пройти пандемийный год относительно успешно благодаря программе льготной ипотеки, продолжению государствен­ного финансирования крупных инфраструк­турных проектов, переходу большинства ком­паний на эскроу-счета. Но несмотря на значи­тельный рост прибыли по итогам 2020 г., финансовое положение сектора по-прежнему неустойчивое. Продолжает расти просрочка по кредитам. На 1000 компаний сектора при­ходится почти 17 конкурсных производств (в сравнении с 15,6 годом ранее). Это почти вдвое выше среднероссийского показателя. 

4. В пятерке наиболее привлекательных секторов остались транспортировка и транс­портные услуги, а также производство транспортных средств и торговля ими. Доля первого сектора увеличилась с 8 до 10%, доля второго сектора не изменилась — 7%. Хотя пассажирский транспорт оказался в глу­бочайшем кризисе, грузовому сегменту уда­лось постепенно приспособиться к новым условиям. Наметившееся оживление в эко­номике и внешней торговле положитель- но сказывается на динамике грузооборота. Основным драйвером в секторе транспортных средств стали автомобилестроение и авто­дилеры, которые активно пытались адапти­роваться к сжатию внутреннего рынка благо­даря государственной поддержке автокреди­тования, а также прямым госзакупкам. С IV кв. 2020 г. начало расти производство легковых и грузовых автомобилей. В позапрошлом году устойчивый рост в кластере транспортного машиностроения наблюдался только в ваго­ностроении. На данный момент вагоностро­ение столкнулось с перепроизводством под­вижного состава, но эти проблемы пока не смогли сдержать развитие кластера. 

Как и прогнозировалось в прошлогоднем обзоре, выросли доли ряда секторов, на раз­витие которых пандемия оказала непосред­ственное влияние. В их число вошли ИКТ, химический и фармацевтический комплексы, а также розничная торговля (табл. 2). 

 

Транспортный сектор и строительный ком­плекс оказались в лидерах и по темпам развития: темпы роста выручки выше сред­них показателей на 50 и 44% соответственно. Но бо́льшая часть секторов развивалась мед­леннее. 

Из лидеров только производство транс­портных средств и торговля ими, а также строительный комплекс смогли опередить средние показатели по темпам роста чистой прибыли (прирост на 67 и 65% соответственно). 

Однако их чистая прибыль росла медленнее по сравнению с чистой прибылью компаний здравоохранения, легкой промышленности и энергетики. Среди отстающих по этому показателю — ИКТ, металлургия и металло­обработка, розничная торговля, фармацев­тический комплекс. 

Самые эффективные ниши 

Список трех наиболее эффективных по при­быльности отраслей не изменился. Произошло лишь перераспределение в рамках группы:

— на первом месте теперь сельское хозяй­ств: норма чистой прибыли 27,3% (в про­шлом году — 18,7%); 
— прибыльность здравоохранения выросла с 17,5% до 19,2%, оно теперь на втором месте;
 
рыболовство опустилось с первого на третье место, его прибыльность резко упала: 16,2% против 60,8% в прошлом году.  

Практически во всех видах экономической деятельности из топ-10 по прибыльности средняя норма чистой прибыли существенно возросла. Прошлогодний топ-10 по прибыль­ности обновился только на 20% (в прошлом году — на 50%). 

Ушли производство и добыча энергети­ческого сырья и автомобилестроение. Им на смену пришли легкая промышленность и торговля продукцией машиностроения. Последняя вернулась в список после трех лет отсутствия. 

В оптовой торговле относительно высокий уровень прибыльности продемонстрировали также торговля продукцией легкой промыш­ленности и торговля лекарствами. Рента­бельность этих секторов по чистой прибыли составила 7,9 и 7,3% соответственно против 6,6 и 5,6% в предыдущем исследовании (табл. 3). 

 

Как видно, основные тенденции в сфере БРК еще не претерпели кардинальных изменений. Произошла только небольшая перегруппировка в составе лидеров как по привлекательности, так и по уровню рентабельности. Между тем не исключено, что наметившиеся в первый год пандемии сдвиги получат дальнейшее развитие.    

 


1 Мунерман И., Волосов И. "Газели" накануне вымирания? Быстрорастущая компания как потенциальный заемщик // Банковское кредитование. 2020. № 5.
2 Топ-50 быстрорастущих компаний приведен в приложении к статье
 
 
 


  Copyright © 1991-2022 Interfax.     Все права защищены.    

Политика ЗАО "Интерфакс" в отношении обработки и защиты персональных данных

Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального использования и не подлежит дальнейшему
воспроизведению и / или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения Интерфакса.
 
разработка: web.finmarket