О нас Продукты и услугиНовости группыВакансииОбратная связь

САЙТЫ ИНТЕРФАКСА
 
Нажатие в любом месте темного фона - закроет всплывающее окно
О нас


ПУБЛИКАЦИИ
ESG-раскрытие: теория и практика выполнения новых рекомендаций ЦБ (журнал "Акционерное общество)

1 ноября 2021 г.

Герасимов Владимир
Директор Центра раскрытия
корпоративной информации
Группы "Интерфакс"

Банк России в июле этого года рекомендовал ПАО, которых в России около 1000, раскрывать в годовых отчетах информацию о воздействии на окружающую среду, социальной политике и корпоративном управлении (ESG).

Оценка этих рисков необходима в том числе потому, что со временем они могут трансформироваться в финансовые риски, считает регулятор. Новые рекомендации вскоре могут стать требованиями — как только появятся единые международные стандарты для нефинансовых показателей, предупредил первый зампред Банка России Сергей Швецов.

Сами компании-эмитенты, показал опрос "Интерфакса", по факту уже и сегодня — с учетом запроса рынка не видят для себя возможности уклониться от ESG-раскрытия.

На анкету "Интерфакса" о рекомендациях ЦБ ответили 26 компаний — от "голубых фишек" до относительно небольших эмитентов.

Три четверти этих компаний раскрывают нефинансовую информацию и считают, что по факту уже учитывают в своей отчетности рекомендации ЦБ — полностью или почти полностью. Оставшиеся планируют начать раскрывать информацию о ESG в самом ближайшем будущем и хотят учесть рекомендации. Воздержавшихся — нет.

Опрошенные компании едины в том, что спрос на ESG-информацию высок и продолжает расти и за рубежом, и в России.

Потенциальные работники стремятся работать в ответственных компаниях, потребители — покупать экологичные товары.

Крупные институциональные инвесторы вводят скрининг, отсеивая компании, которые не "вписываются" в энергетический переход.

Инвесторы интересуются "зелеными облигациями" и не готовы покупать акции компаний из "грязных" отраслей.

В "Татнефти" считают, что ESG-информация становится частью оценки инвестиционной привлекательности ценных бумаг компании со стороны любого инвестора.

Управляющий директор по реализации государственных программ развития и лесной политике Segezha Group Николай Иванов рассказал, что в ходе IPO в этом году компания привлекла большое количество институциональных инвесторов из Европы, Великобритании, США и Азии, а для этой аудитории "повестка ESG особенно чувствительна".

"Почти половину свободно обращающихся акций корпорации держат институциональные инвесторы, в том или ином виде внедряющие ESG-принципы в свой инвестиционный процесс", — сказала исполнительный вице-президент по устойчивому развитию АФК "Система" Виктория Блатова.

"На раскрытие ESG-аспектов существует запрос со стороны администраций городов присутствия, а также крупных инвестиционных компаний, в первую очередь наших зарубежных инвесторов", — прокомментировали в "Белуга Групп".

Представитель группы компаний "Мать и дитя" сообщил "Интерфаксу", что следование ESG-рекомендациям — это "показатель высокой внутренней культуры компании, а это, в свою очередь, повышает ее эффективность и стабильность в долгосрочном плане, что привлекает инвесторов".

Более 200 российских компаний уже публикуют нефинансовую отчетность. Прежде всего это компании с международным листингом, крупные экспортеры, финансовые институты. Но с учетом новых требований мирового и российского рынка этого уже явно недостаточно.

О ВАЖНОСТИ ПРИНЦИПОВ

Концепцию развития публичной нефинансовой отчетности Правительство России утвердило в 2017 г. В рамках нее был разработан проект закона о нефинансовой отчетности. Однако он так и не был внесен в Госдуму.

Таким образом, рекомендации Банка России — это сегодня по факту основной ориентир для российских компаний.

Помимо собственно рекомендаций, 44‑страничный документ содержит комментарии, связанные с глобальным контекстом, а также принципами ESG-раскрытия.

Исторически раскрытие информации для участников фондового рынка базируется во всех ведущих странах мира на принципе существенности (а не на обязательных перечнях, в которых указывается, что конкретно важно для рынка, а что нет).

Для нефинансовой информации стандартный список показателей, которые надо раскрывать, составить тем более невозможно. Здесь особенно важен "дух", а не "буква".

Информацию о ESG Банк России предлагает рассматривать в рамках концепции двойной существенности.

Речь идет о том, что ESG-факторы и связанные с ними риски могут, во‑первых, влиять на финансовые показатели бизнеса и потому важны для инвесторов, принимающих решения на рынке. Например, для производителя угля таким "прямым" фактором риска является введение государствами экологических ограничений на использование этого топлива.

Во-вторых, не менее важно знать, как компания влияет на общество, окружающую среду, экономику. Так, для компании связи важной может быть защита персональных данных пользователей, для оператора электронной площадки — поддержка индивидуальных предпринимателей-поставщиков и т.д. 

Как говорится в рекомендациях Банка России, критериями определения существенности отдельных тем являются: 

  •  значимость для общества тех или иных ESG-факторов;
  • наличие на текущий момент ущерба или иных негативных последствий от реализации рисков, связанных с воздействием деятельности общества на окружающую среду, социальную сферу, экономику;
  • тяжесть потенциальных последствий от реализации рисков или масштабность положительных изменений, связанных с воздействием деятельности общества на окружающую среду, социальную сферу, экономику;
  • вероятность реализации рисков или наступления положительных последствий, связанных с воздействием деятельности общества на окружающую среду, социальную сферу, экономику. 

Не получится, таким образом, создать систему ESG-раскрытия, не определив вопросы, которые являются наиболее существенными с точки зрения используемых конкретной компанией природных ресурсов, возникающих в процессе производства выбросов и отходов, ее влияния на занятость и т.д.

При этом раскрытая Обществом существенная нефинансовая информация должна давать возможность сформировать "объективное и комплексное" представление о его воздействии на окружающую среду, социальную сферу и экономику, а также об учете компанией связанных с этим рисков и возможностей.

ОТ РИСКОВ — К СТРАТЕГИИ

Под нефинансовой информацией понимается совокупность сведений, среди которых ЦБ — в содержащемся в рекомендациях длинном списке — на первом месте упоминает "цели Общества и его стратегию".

Раскрытие нефинансовой информации, согласно документу, должно мотивировать Общество на выстраивание бизнес-моделей и стратегий с учетом запросов всех стейкхолдеров.

Например, очевидно, что в среднесрочной перспективе потребители будут отвергать использование пластиковой упаковки, и это может навредить репутации компании.

С другой стороны, инвестиции в отказ от пластика могут означать для нее дополнительные затраты, и она должна быть готова рассказать, как в перспективе это убережет бизнес от убытков и разрушения стоимости.

Рынок обращает особое внимание на увязку ESG со стратегией, на то, как учет рисков и возможностей обеспечит долгосрочную устойчивость, конкурентоспособность и привлекательность бизнеса.

Как компания может это показать?

Например, фирма, работающая в сфере страхования жизни, заявляет в стратегии о желании улучшать здоровье людей. Цель не оригинальная. Однако наша страховая компания реализует ее не абстрактно, а в преломлении к своей бизнес-модели. Создает финансовые стимулы для людей больше заниматься спортом, потреблять здоровую пищу, мониторит выполнение этих целей с помощью своих удобных мобильных приложений. В результате происходит позитивное воздействие на общество. А у самой компании снижаются страховые выплаты.

Американская компания Rent the Runway предлагает покупателям аренду модной одежды. Согласно публичной миссии компании, это демократизирует фэшн-индустрию и расширяет спрос. Но при этом брать вещи в аренду, а не покупать — это также лучше для экологии и сокращения парниковых выбросов.

Пивная компания SABMiller предоставляла консалтинговую помощь мелким семейным розничным фирмам, которые продают напитки. Это позволяло повысить доходы десятков тысяч семей в развивающихся странах и одновременно обеспечивало рост продаж пива.

Nestle 10 лет подряд сообщала в отчетности о шагах по снижению содержания сахара, соли, жира в продукции. В 2018 г. компания раскрыла, что именно такие продукты показывают более высокие темпы роста продаж и более рентабельны. Приводя эти и подобные примеры, авторы статьи в журнале Institutional Investor называют такого рода схемы созданием двойной ценности (shared value).

То есть в рамках реализации ESG-целей компания может предлагать прибыльное решение экологических и социальных проблем; создавать и дополнительную стоимость в бизнесе и достигать целей устойчивого развития

"Риски", с одной стороны, и "возможности", с другой, — ключевые слова для понимания сути ESG-повестки.

ЧТО МЕШАЕТ?

Раскрытие ESG-информации — это не только вопрос желания. В мире пока нет единых стандартов такой отчетности, они только вырабатываются. Не хватает квалифицированных кадров и надежной системы проверки отчетов.

В "Ростелекоме" нам сказали, что одна из самых больших сложностей при реализации рекомендаций Банка России — отсутствие единой методологии раскрытия нефинансовых данных, из‑за чего компаниям зачастую приходится самим определять методологию сбора тех или иных показателей.

"Особого внимания также требует сбор и консолидация нефинансовых данных по дочерним и зависимым организациям общества, работа с подрядчиками/поставщиками по повестке устойчивого развития", — добавили в "Ростелекоме".

Отвечая на вопрос о преградах в сфере ESG-раскрытия, Блатова из "Системы" сказала, что "трудность состоит в том, чтобы найти такие метрики для оценки прогресса в сфере устойчивого развития, которые бы в наибольшей степени отвечали многообразию портфеля активов корпорации и запросам инвесторов, а также были надежными и верифицируемыми".

Требования по подготовке и аудиту отчетности ведут к повышению спроса на эти услуги, росту их стоимости и дефициту квалифицированных кадров.

"Мы видим, что за последнее время стоимость этих услуг существенно выросла, компании (консультанты, аудиторы) вынуждены отказываться от проектов ввиду своей загруженности", — сказали в  "СИБУРе".

КАК ОБЪЯТЬ НЕОБЪЯТНОЕ

Перечень сведений, которые рекомендует раскрывать ЦБ, обширен и многообразен.

Однако, говорят практики, сразу замахиваться на все и вся не имеет смысла. Например, "Русал", как отмечают на конференциях его представители, концентрируется в своей отчетности на 7 целях, которые наиболее важны стейкхолдерам именно этой компании.

Как указано выше, важно увязать ESG-факторы с бизнес-целями и стратегией компании. Провести анализ того, какая информация будет наиболее востребована на рынке, каковы уже сложившиеся отраслевые стандарты и практика работы конкурентов.

В то же время не стоит откладывать выполнение рекомендаций в долгий ящик — до проведения полного анализа и создания полномасштабной системы сбора и раскрытия информации.

Самое худшее — это отсутствие амбиций компании в сфере ESG.

Стартовой точкой может стать раскрытие компанией информации о ключевых политиках и процедурах и о том, как в дальнейшем будут реализовываться заявленные в этих документах цели.

К числу таких документов могут относиться политики, связанные с окружающей средой и климатом, взаимодействием с поставщиками, вознаграждением сотрудников, охраной труда, взаимодействием с местными сообществами, борьбой с коррупцией и т.д.

Важно показать, как контролирует ESG-сферу совет директоров, как он учитывает соответствующие факторы при принятии конкретных решений и определении стратегии, какие комитеты он для этого создал, кто в них вошел.

Российские компании уже предоставляют ряд видов информации, которая относится к ESG, в частности к экологии, в органы государственной статистики, регуляторам.

Эти, уже существующие данные могут стать первым компонентом формируемой ESG-отчетности (это важно также для обеспечения единообразия при предоставлении эмитентом данных по разным каналам).

Особое внимание стоит обращать на показатели, которые отражают отраслевую специфику. Обычно рынок смотрит в первую очередь именно на них.

Например, после громкой и масштабной аварии на хвостохранилище бразильской горнодобывающей компании Vale тема безопасности хвостохранилищ прочно и надолго стала одной из основных в отрасли. Публичные горнометаллургические компании по всему миру, в том числе российские, регулярно раскрывают теперь дополнительные сведения о своих опасных объектах.

Темы, связанные с устойчивым развитием и ESG-факторами, могут иногда постепенно, а иногда очень быстро менять свое значение для различных категорий заинтересованных лиц, отмечается в рекомендациях ЦБ.

КАЧЕСТВЕННОЕ И КОЛИЧЕСТВЕННОЕ

Стейкхолдеры хотят "инвестиционного" раскрытия — то есть получать существенную, количественную, пригодную для использования при принятии решений, оценке рисков информацию.

ESG-раскрытие должно быть не вещью в себе, а отражать то, что компания делала в отчетном периоде с нефинансовыми рисками и возможностями (так же, как привычные финансовые данные показывают результаты и развитие различных линеек бизнеса). Должен быть виден не только процесс, но и результат.

ESG-раздел в отчете будет убедительным, если компания как минимум объяснит: 

  • почему она считает важными те или иные факторы;
  • что она учитывает эти факторы в стратегии, как их измеряет и какие цели ставит перед собой в каждой из указанных сфер;
  • как компания контролирует выполнение ESG-задач. 

Более половины ESG-раскрытия приходится обычно на декларации, политики и другие абстрактные заявления с большей долей стандартных формулировок (на то, что на Западе называется boilerplate reporting).

Без качественных данных, безусловно, не обойтись. Например, при описании заявленных целей компании в сфере устойчивого развития, работы совета директоров.

Но именно количественные показатели переносят заявленные компанией цели в практическую плоскость, наглядно демонстрируют достигнутый эмитентом прогресс. В такой информации нуждаются инвесторы, аналитики, журналисты.

Например, "ФосАгро" объявила о намерении снизить выбросы углерода на 14% к 2028 г. и потратить на решение этой задачи порядка 20 млрд руб. "Русал" хочет сократить к 2025 г. выбросы углекислого газа на алюминиевых заводах на 15%.

Отдельный вопрос — какие международные стандарты и принципы отчетности имеет смысл использовать.

Рекомендации Банка России разработаны на основе международных стандартов TCFD (Recommendations of the Task Force on Climaterelated Financial Disclosures) и GRI (Global Reporting Initiative Standards), при этом Банк России приводит 1,5‑страничный перечень международных стандартов и наднациональных актов по раскрытию нефинансовой информации.

Стандарты TCFD нацелены как раз на то, чтобы показать взаимосвязь вопросов ESG с финансовыми показателями (активами, выручкой, обязательствами, инвестициями) компании, устойчивость ее бизнес-модели с учетом различных внешних сценариев.

СЧИТАЕМ УГЛЕРОДНЫЙ СЛЕД

Больше всего внимания сейчас к данным о выбросах парниковых газов. Однако именно эти данные сложнее всего посчитать и трудно проверить.

Парниковые выбросы компаний делят (и в мире, и согласно рекомендациям Банка России) на три компонента.

Первый (Scope 1) — прямые выбросы самого предприятия. Ко второй зоне охвата (Scope 2) относится потребление энергии (из каких источников она поступает: доля угольных станций, ГЭС, ветростанций и т.д.). Третья зона охвата (Scope 3) включает в себя выбросы по всему жизненному циклу товара (закупка сырья и комплектующих, доставка, продажа, использование, утилизация продукции) и на этапе перевозки сотрудников. Для автопроизводителей в Scope 3 включаются, например, выбросы от автомашин, которые они произвели.

В "СИБУРе", отвечая на анкету "Интерфакса", указали, что данные по выбросам Scope 1, 2 и 3, по учету климатических рисков требуют от компаний владения определенными методологиями.

По данным The Wall Street Journal, Microsoft, который учитывает выбросы по всем этим компонентам, сократил свои выбросы в 2 раза за последние несколько лет. В 2017 г. компания сообщала, что ее углеродный след составляет 22 млн метрических тонн. По последним ее данным, этот показатель составляет уже 11 млн тонн. В Microsoft, комментируя изменения, сказали, что компания приложила все возможные усилия, чтобы уточнить подсчеты выбросов.

В случае Microsoft при производстве игровой приставки Xbox 97% выбросов, согласно отчетности за 2020 г., создается на этапе Scope 3, где их как раз очень сложно подсчитать.

Carlsberg, подсчитывая Scope 3, должен учесть выбросы углекислого газа при производстве сырья (ячменя например), изготовлении тары, а также при транспортировке продукции. Как писала Financial Times, эти выбросы более чем в 10 раз превышают углеродный след от производственной деятельности самой пивоварни.

Apple Inc. в отчетности за последние годы показывает диапазон показателей в отношении уровня выбросов. Tesla раскрывает выбросы, связанные с производством и эксплуатацией Model 3, но не дает аналогичных цифр по компании в целом. Американская энергетическая компания EOG Resources в отчете за 2019 г. заявила, что не может посчитать данные по Scope 3 так, чтобы показатели соответствовали требованиям по надежности, которые предъявляются к публичной отчетности.

Scope 3 находится вне пределов ответственности и контроля компании, которая раскрывает данные, и ей сложно влиять на показатели выбросов в этой зоне.

Производителям конечных товаров трудно оценить жизненный цикл продукта и как он затем будет утилизирован.

В результате компаниям, которые создают систему ESG-раскрытия, приходится начинать плотно работать с поставщиками и другими смежниками, чтобы последовательно добиваться получения от них нужных данных.

ESG КАК ЧАСТЬ СТАНДАРТНОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Рекомендации Банка России предполагают, что нефинансовая информация должна раскрываться в годовом отчете акционерного общества.

Безусловно, инвесторам удобнее получать информацию в рамках единого документа и видеть всю картину деятельности эмитента — и финансовые показатели, и ESG-метрики. Это также позволяет самой компании подходить ко всей раскрываемой информации по единым стандартам.

"Думаем, что со временем ESG-отчетность станет обязательной, и поэтому планомерно к этому готовимся. В идеале хотим, чтобы ежегодный ESG отчет выпускался почти одновременно с нашим годовым финансовым отчетом", — сказал пресс-секретарь Mail.ru Group Петр Комаревцев.

Чтобы обеспечить равную значимость традиционной и нефинансовой отчетности (если компания решила сохранить оба формата), отдельный ESG-отчет Банк России рекомендует раскрывать на странице в Интернете, предоставляемой информагентством, аккредитованным на проведение действий по раскрытию информации.

Многие компании (в частности, "Газпром нефть", "ВымпелКом", En+ Group, "Русал", "Россети") уже сделали это — их отчеты размещены на сайте Центра раскрытия корпоративной информации e-disclosure.ru.

Все больше эмитентов, сохраняя отдельную нефинансовую отчетность, включают в годовые отчеты ключевые ESG-метрики. В частности, разделы об устойчивом развитии есть в годовых отчетах МТС, "Ростелекома", "Газпром нефти", "Энел Россия", "СИБУРа", АФК "Система", "Интер РАО".

Взаимодействуя с эмитентами, мы видим растущую активность в сфере нефинансовой отчетности. Почти всегда это следствие не только давления на них "снаружи", со стороны рынка и регуляторов, но и "изнутри".

То есть компании, с одной стороны, видят новый запрос смежников, инвесторов, общественности. С другой — эта идея находит активную поддержку у конкретных руководителей, членов совета директоров и включается благодаря этому в стратегическую повестку бизнеса.

Сегодня ESG-раскрытие из "дополнительного", "факультативного" становится важной частью инвестиционной истории компании, эффективным инструментом формирования доверия между бизнесом и его стейкхолдерами.

 

журнал "Акционерное общество"   

 

 

 


  Copyright © 1991-2022 Interfax.     Все права защищены.    

Политика ЗАО "Интерфакс" в отношении обработки и защиты персональных данных

Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального использования и не подлежит дальнейшему
воспроизведению и / или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения Интерфакса.
 
разработка: web.finmarket