eng
2 декабря 2020 журнал "Директор по безопасности"

Бизнес-риски в условиях пандемии: как их оценить первым

У многих компаний 2020 год сложил­ся примерно так же, как первый рейс "Титаника": то, что начиналось как захватывающее путешествие, неожиданно превратилось в борьбу за выживание. Больше всего в таких ситуациях не хватает информации: кто выжил, а кто нет? откуда может прийти помощь и когда? Выигра­ли те, кто получал ответы первыми. 

9 из 10 компаний, как показывают опросы на наших конференциях, говорят, что они столкну­лись в 2020 году с новыми рисками и усилением старых. Чаще всего риски называют такие: 

• Кибербезопасность. Ускоренная цифровая трансформация потребовала изменения многих бизнес-процессов. Например, перевода продаж на "чужие" платформы (что повышает уязви­мость бизнеса). Сотрудники работают из дома (и над ними меньше контроля). Сложнее стало проводить служебные расследования; в услови­ях роста онлайн торговли, увеличившихся стра­хов людей по поводу КОВИДа активизировались кибермошенники. Например, почти удвоилось количество краж с банковских счетов.
• Нарушение цепочек поставок и необходи­мость поиска новых контрагентов. Произошло нарушение налаженных каналов импорта (сна­чала из Китая, потом из европейских стран), срочно потребовались медицинские маски и ан­тисептик, плексигласовые экраны и т. д. Стали востребованы быстрые, эффективные проверки контрагентов, чтобы анализировать существую­щие и новые цепочки поставок, выявлять акту­альные риски.
• Ужесточается, несмотря на разовые по­слабления, регулирование бизнеса. С 2022 г. повышаются налоги, постоянно усиливается налоговое администрирование. Кроме того, пришлось отправлять сотрудников на удаленку и оперативно сообщать властям (по крайней мере, в Москве) данные о сотрудниках, вплоть до номеров их транспортных карт, выполнять невиданные прежде карантинные требования.
  Компании сокращают расходы. У многих ор­ганизаций стало меньше ресурсов, происходит оптимизация затрат на внутренние процедуры, на внешние информационные сервисы. Уреза­ние доходов влияет на лояльность сотрудников.
  Расширение санкций. Неожиданно для этого появились новые поводы (отравление Алексея Навального, выборы в США). Для российской экономики это означает растущие трансак­ционные издержки. В частности, приходится больше времени тратить на то, чтобы убеждать иностранных партнеров, что – как российская компания – вы не создаете рисков. У некото­рых предприятий есть риск (как это случилось с Горьковским автозаводом) просто не получить запчасти для важного промышленного обору­дования; заплатить больше за товары и услуги.
 Рост неплатежей и кредитных рисков. Не­платежи – традиционный спутник кризисов в России, и в 2020 год не стал исключением.

Ранжируем источники данных

Риски по итогам нынешнего кризиса выглядят как во многом новые. Но, несмотря на новизну некоторых изменений, в целом они лишь подтвердили важность данных и сервисов, к кото­рым последовательно шел все последние годы "СПАРК-Интерфакс"

Мы стремились собрать и обработать самые оперативные сигналы о состоянии бизнеса: дан­ные онлайн-касс, платежную дисциплину, сведе­ния об активности в Интернете – чтобы быстрее реагировать на изменения, лучше понимать вза­имосвязи. На этой основе создавали в системе СПАРК более качественную прогнозную анали­тику и сервисы для решения конкретных задач.

Стали востребованы быстрые, эффективные проверки контрагентов, чтобы анализировать существующие и новые цепочки поставок, выявлять актуальные риски

Сегодня мы уже можем судить о том, какие данные показали себя лучше всего в кризис – как инструмент для максимально оперативного отслеживания меняющихся рисков. Привожу этот перечень:
   Показатели платежной дисциплины.
   Данные онлайн касс.
   Данные кредитных историй.
   Судебные решения, исполнительные произ­водства, показатель исковой нагрузки (индекс системы СПАРК, показывающий потенциаль­ную сумму обязательств, которая может воз­никнуть у компании).
   Данные об активности и регистрации сайта.
   Информация об участи в закупках и измене­нии структуры закупок.
   Новости и сообщения из социальных сетей.
   Финансовая отчетность, данные о персонале, ана­лиз налогового бремени и производительности.
   Данные о недвижимости, объектах интеллек­туальной собственности...

Отдельно надо сказать о том, как в период пандемии "сыграли" данные о сфере деятельно­сти компаний. 

Долгие годы мы с помощью всех возмож­ных косвенных источников (закупки, лицензии, сертификаты, отраслевые списки разрешений, обработка корпоративных сайтов) уточняли ре­альный профиль деятельности каждого бизнеса. В период пандемии, когда все бизнесы раздели­лись на официально "пострадавших" и "не постра­давших", эта точность оказалась очень полезной! 

Платить или не платить?

Сегодня СПАРК располагает сведениями о плате­жах 800 тыс. российских компаний и ИП. Данные о своевременности оплаты счетов контрагентами ежемесячно размещают в системе крупнейшие поставщики товаров и услуг. Затем эти сведения агрегируются с использованием единой междуна­родной методики с целью анализа уровня кредит­ных рисков и расчета скорингов. 

И СПАРК первым узнал, что неплатежи между компании выросли в "нерабочем" апреле до рекорд­ного с кризисного 2015 года уровня. Без просрочки оплачивалось 54,6% всех платежей, с задержкой свыше 60 дней – 26,1%. Между тем в 2019 году доля счетов, оплаченных в срок, превышала 65%, просро­ченных свыше 60 дней – была на уровне 6–8%. 

Затем в мае на фоне смягчения карантинных ограничений расчеты с поставщиками начали восстанавливаться; тенденция продолжилась в июне-августе, когда платежная дисциплина ста­ла приближаться к докризисному уровню, затем снова стала ухудшаться в октябре. 

На примере конкретной компании можно посмотреть, как отразился весенний локдаун на ее платежной дисциплине. 

 

Еще более оперативным показателем явля­ются сегодня агрегированные показатели он­лайн касс. Они охватывают в системе СПАРК розничный бизнес: всего примерно 300 тыс. ИП и компаний. 

Вот, например, как изменилась в последние ме­сяцы выручка ИП, занимающегося продажей спор­тивных товаров в Екатеринбурге. Всего за 2 месяца средняя реализация упала примерно в 20 раз и за­тем очень медленно стала восстанавливаться. 

Сегодня СПАРК располагает сведениями о платежах 800 тыс. российских компаний и ИП

ДИНАМИКА ОБОРОТА

 

Оперативным сигналом являются и кредит­ные истории. Правда, их невозможно запросить через СПАРК без согласия проверяемой компа­нии. Выходом может быть запущенный не так давно бизнес-скоринг "СПАРК-ОКБ", в расчет которого включаются, в том числе, сведения из кредитных историй компаний, включая их ру­ководителей, владельцев.

В целом доля малых и средних предприятий, пользующихся кредитами, с начала 2020 года практически удвоилась за счет государствен­ных программ поддержки бизнеса, при этом доля просроченных кредитов, вопреки ожида­ниям, снизилась. Более того, качество обслу­живания долга в III квартале текущего года про­должило улучшаться, показывают оперативные данные системы СПАРК и Объединенного кре­дитного бюро (ОКБ). 

Однако, похоже, в данном случае речь идет об отложенных рисках, связанных с моратори­ем на банкротство, кредитными каникулами и льготными ставками кредитования. То есть ключевым фактором увеличения кредитования бизнеса стали в 2020 году государственные про­граммы поддержки. Однако, если программы поддержки будут свернуты до выравнивания ситуации в экономке, то уже в первом-второмкварталах 2021 года может произойти всплеск числа дефолтов малого бизнеса. Так что важно следить за скрытыми рисками не пропустить момента, когда проблемы начнутся именно у вашего контрагента.

Аналогичный эффект "отложенных рисков" создал и мораторий на банкротство. Он распро­странялся в конце 2020 г на 1,6 млн компаний. 

Измеряем "судебные перспективы"

Вслед за неплатежами и просрочками с неиз­бежностью следуют, как известно, судебные иски. Как раз накануне пандемии СПАРК запу­стил специальную аналитическую модель, кото­рая позволяет оценить реальные риски для ком­пании от таких исков. 

Порядок расчета используется такой:
   проводится анализ судебных споров, в которых участвует компания, чтобы распознать отдельные факторы: "статья такая-то НК РФ", "регулярные перечисления в пользу недобросовестных контр­агентов", "нарушение договора поставки" и т. д.
   вычисляется, какие активы или обязательства возникнут у компании в качестве суммы вы­игрыша или проигрыша, дисконтированной на срок судебного разбирательства;
   оценивается вероятность исхода дела на ос­нове аналогичных исков в том же суде с тем же предметом спора.

В качестве предикторов, помогающих спрог­нозировать результат дела, используются дан­ные о паре истец-ответчик; по каждой стороне анализируются такие факторы, как выручка, сфера деятельности, регион, возраст компании, затем оценивается вероятность победы с учетом информации об арбитражном суде и судье, о сумме исковых требований. 

Интернет-магазин без посетителей? 

Как мы уже писали, вынужденный переход биз­неса в онлайн сопровождался появлением раз­личных мошеннических схем с использованием Интернет-сайтов. 

На поддельных сайтах размещают контакты подставных лиц (например, чтобы подтверж­дать справки 2-НДФЛ при выдаче кредита), наних продают дешевый и некачественный товар под видом дорогого...

Например, в разгар эпидемии были созданы десятки поддельных сайтов якобы от лица ЗАО "Завод синтетического спирта". На этих сайтах мошенники "продавали" очень востребованный в условиях карантинных мер спирт для изго­товления антисептиков. Естественно, получив аванс, злоумышленники "испарялись". 

Зачастую отличить настоящий сайт от под­дельного очень сложно – его создатели искусно копируют фирменный стиль какой-нибудь из­вестной компании, либо создают сайт с нуля, и о нем "настоящая" компания даже не подозревает.

Как правило, чтобы мимикрировать под сайт известной фирмы, на нем указываются ее рек­визиты – название, адрес, ИНН. 

Поэтому для снижения потенциальных ри­сков в системе СПАРК сайты, где по разным при­чинам указываются "чужие" реквизиты, разме­щаются в отдельной таблице: 

 

СПАРК перестроил свои аналитические модели с учетом именно тех сигналов, которые позволяют понять сегодняшнее, актуальное состояние бизнеса 

Конечно, бывает и такое, что "настоящие" сайты компании просто регистрируются на частное лицо, например, на ее директора или главного айтишника. 

Более сложный вариант обмана – это когда мошенники от имени "целевой" компании созда­ют личный кабинет на сайте регистратора доменов и вполне официально "прицепляют" к ниче­го не подозревающей благонадежной компании левый домен. После этого мошеннический сайт оказывается на домене, который числится среди однозначно идентифицированных и принадле­жащих благонадежной компании. 

Чтобы увидеть такие опасные домены, в си­стеме СПАРК есть несколько механизмов. 

Во-первых – это индикаторы посещаемо­сти и активности сайта, показатели доверия к нему. Ведь популярный сайт со значимой аудиторией с меньшей вероятностью будет мошенническим, так как это давно бы уже вскрылось (если обманутых уже оказалось много). 

Низкая популярность, правда, характерна для недавно появившихся или очень узкоспеци­ализированных ресурсов – туда действительно редко заходят, и это нормально. 

 

Переход бизнеса в онлайн сопровождался появлением различных мошеннических схем с использованием Интернет-сайтов

Во-вторых – сопоставление дат. В системе СПАРК есть две важ­ные нам даты: дата создания домена – когда первый раз такой до­мен был зарегистрирован; дата регистрации домена – это момент, когда домен появился именно у этой компании. 

 

Если даты сильно отличаются, а в поле "быв­шие владельцы" пустота (это говорит о том, что до "даты регистрации" домен принадлежал "частному лицу"), то это значит что сайт, раз­мещенный на таком домене, может и не иметь отношения к компании. 

Кому война, а кому мать родная 

СПАРК уже 10 лет исследует феномен одноднев­ности и типологию мошенничеств. Если 10 лет назад порядок – исходя из значимости – был именно такой, то пандемия выдвинула на пер­вый план именно мошеннические схемы. Недо­бросовестные продавцы предлагают чудо-сред­ства от коронавируса, социальные инженеры придумывают все новые способы выманивания денег. Например, злоумышленники зарегистри­ровали недавно больше 1500 клонов сайта из­вестной медиа-компании, чтобы заманить поль­зователей на сайт "брокера" и выманить у них персональные данные и деньги. 

Для выявления неблагонадежных компаний мы используем Индекс должной осмотритель­ности, в котором теперь отдельно учитываются и факторы "однодневности", и признаки мошен­нических бизнесов.

На графике можно, увидеть, как сегодня распределяются компании по этим сегментам. Если число однодневок упало до уровня стати­стической погрешности, ниже 75 тыс., то число потенциальных мошенников – стабильно. 

НАЛОГОВЫЕ РИСКИ 

 

Налоговые органы добились того, что раз­рыв по НДС у нас – всего 0,43% (в 2016 году этот показатель составлял 8%). Платежи НДС анализируются по всей цепочке, для каждого налогоплательщика оценивается доля вычетов, которая не покрывается ниже по цепочке, НДС соотносится с движением товаров и денежны­ми потоками, анализируются типологии схем, выявляются их выгодоприобретатели. Наличие подозрительной компании в цепочке – риск для всей цепочки, поэтому проверка контрагентов по-прежнему столь актуальна. 

Объем сомнительных операций в банков­ском секторе в I полугодии снизился в 1,5 раза. Резко снизилась активность по обналичиванию денег с помощью турфирм, торговых компаний и платежных агентов. Большая часть сомни­тельных транзакций приходится на расчеты с "физиками" – 72%, тогда как между компани­ями – всего 24. 

Так что "налоговые" однодневки действи­тельно вымирают. Но неблагонадежных компа­ний по-прежнему немало, показывает Индекс должной осмотрительности. 

Наш другой скоринг – Индекс финансово­го риска – в условиях пандемии тоже не поте­рял актуальности. Он стал в большей степени учитывать динамические факторы – сведения о платежах, активности транзакций с покупа­телями, судебные иски. И в меньшей степени– показатели из прошлого (например, финан­совую отчетность за неактуальный уже ныне 2019 год). 

Таким образом, СПАРК перестроил свои аналитические модели с учетом именно тех сигналов, которые позволяют понять сегод­няшнее, актуальное состояние бизнеса. Приго­дились для этого как раз те источники, о кото­рых мы рассказали. 

Некоторые из самых оперативных источни­ков мы описали в этой статье подробно, другие, более традиционные, лишь упомянули, но они также, конечно, сохраняют свою релевант­ность. 

В целом сегодня оперативная оценка контр­агентов, заемщиков важна как никогда. В от­личие от предыдущих кризисов, когда все ком­пании были несчастливы – просто в разной степени, сегодня судьбы бизнесов могут быть различны радикально, на все 180%. Есть, на­пример, транспортные компании, выручка ко­торых упала за считанные недели на 90 и более процентов. А есть онлайн магазины и цифро­вые платформы, которые демонстрируют неви­данный доселе рост... 

В этой ситуации адекватная и оперативная оценка контрагента может не просто сберечь деньги, но и открыть принципиально новые и перспективные возможности для развития бизнеса. 

Илья Мунерман, директор Исследовательского центра "Интерфакс-ЛАБ" 
Андрей Захаров, директор по развитию проекта "СПАРК-Интерфакс"

журнал "Директор по безопасности"