eng
14 января 2021 Город N

Как выявлять риски в период пандемии

Уходящий 2020-й стал проверкой на прочность для многих компаний. Стремительные изменения на фоне пандемии пошатнули устойчивость многих бизнес-процессов и создали новые риски. Одновременно сложилась парадоксальная ситуация с информацией о происходящем. С одной стороны, резко выросли объемы и масштабы ее потребления. С другой – избыток информации не снизил возникшей у компаний неопределенности. Как будет вести себя спрос? Сколько продлится спад? Что происходит с покупателями и поставщиками?

В условиях нулевой видимости хорошая помощь бизнесу – конкретная, достоверная и главное – оперативная информация, на основе которой можно строить реалистичные планы и сохранять контроль над ситуацией. В первую очередь это все, что касается надежности контрагентов.

Мы в "СПАРК-Интерфакс" годами искали и накапливали данные, разрабатывали аналитику, чтобы оперативно улавливать первые сигналы о состоянии компаний, в том числе из категории малого и среднего бизнеса. Сегодня мы уже можем судить о том, какие данные лучше всего проявили себя в кризис как инструмент для раннего отслеживания меняющихся рисков, а какие оказались бессмысленными.

Стоп-сигналы: проверка платежеспособности

В 2020 году мало было проку, например, от финансовой отчетности за предковидный 2019 год или от скорингов, рассчитанных на основании этих данных. С другой стороны, в топ самых оперативных индикаторов вошли сведения о текущих финансовых расчетах: показатели платежной дисциплины и данные онлайн-касс.

Если компания задерживает оплату своих счетов, значит, у нее возникли трудности. Обо всех счетах узнать невозможно, но крупнейшие поставщики ежемесячно предоставляют в СПАРК информацию о том, насколько своевременно компании рассчитываются с ними за потребленную электроэнергию, услуги связи и так далее. Сегодня такие данные есть по более чем 800 тысячам российских компаний и индивидуальных предпринимателей.

На примере конкретной организации можно посмотреть, как отразился весенний локдаун на ее платежной дисциплине (см. график).

Еще более оперативный показатель – данные онлайн-касс, позволяющие отслеживать изменения оборота и среднего чека. Кассы магазина не пробивают чеки или выручка заметно упала? Есть повод для беспокойства. В "СПАРК" такие сведения поступают от более чем 300 тысяч предприятий и ИП.

Розничные продажи (январь — ноябрь 2020 г.), данные по 300 тыс. ЮЛ и ИП

Вот, например, как изменилась в последние месяцы выручка ИП, которому принадлежат мелкорозничные торговые точки на территории сети супермаркетов в Нижнем Новгороде (см. график). Всего за 2 месяца средняя реализация упала примерно в 20 раз и затем очень медленно стала восстанавливаться.

Там, где есть неплатежи и просрочки, возникают и судебные иски. Судебные решения – это тоже открытые данные, которые загружаются в систему СПАРК. На их основе мы рассчитываем исковую нагрузку – потенциальную сумму обязательств, которая может возникнуть у компании. Наша аналитическая модель строится на основе анализа всех судебных споров, в которых участвует компания, а в качестве предикаторов (то есть данных, помогающих спрогнозировать результат дела) используются данные о паре истец-ответчик. Аналитика учитывает такие факторы, как выручка, сфера деятельности, регион, возраст компании, сумма исковых требований, и даже принимает в расчет информация об арбитражном суде и судье.

В 2020 году мы стали рассчитывать более 15 новых факторов риска, что оперативно показывать отклонения и всплески показателей, которые могут свидетельствовать об изменении финансового положения компании. Например, это резкий рост числа исков и исковой нагрузки по отношению к компании со стороны ее контрагентов.

Осторожно, фейки

Пандемия подстегнула цифровизацию и потребовала от компаний ускоренной трансформации – перехода целых офисов на удаленную работу с домашних компьютеров, перевода продаж на сторонние платформы. Одновременно активизировались и киберморшенники – по данным Генпрокуратуры, количество краж с банковских счетов и из электронных кошельков в этом году увеличилось почти вдвое.

Одна из самых популярных мошеннических схем – фейковые сайты. К примеру, в начале эпидемии были созданы десятки поддельных сайтов реального производителя синтетического спирта – продукта, нужного для производства антисептиков и потому очень востребованного. Аванс есть – товара нет.

Зачастую мошенники просто клонируют сайт известной фирмы, вплоть до размещения ее настоящих реквизитов – названия, адреса, ИНН. Поэтому для снижения потенциальных рисков стоит оценивать данные о регистрации домена будущего контрагента. В системе СПАРК сайты физлиц с корпоративными реквизитами выделяются в отдельную категорию. Хотя это не всегда показатель недобросовестности – бывает, что и настоящий сайт компании регистрируется на частное лицо.

Более сложный вариант обмана – когда мошенники от имени "целевой" компании создают личный кабинет на сайте регистратора доменов и вполне официально "прицепляют" к ничего не подозревающей благонадежной компании свой домен. После этого мошеннический сайт оказывается на домене, который числится среди однозначно идентифицированных и благонадежных. В СПАРК есть механизмы, позволяющие распознать и эту опасность. Это, во-первых, индикаторы посещаемости и активности сайта, показатели доверия к нему – у популярного интернет-магазина не может не быть посетителей, а если это обман, он быстро раскроется. И во-вторых – сопоставление дат создания и регистрации домена. Если они сильно различаются, стоит насторожиться (см. таблицу).

Детальный портрет

В этом году неожиданно "выстрелили" данные о сфере деятельности компаний. Долгие годы мы с помощью косвенных источников уточняли реальный профиль деятельности каждого бизнеса. И вот, когда все они разделились на официально "пострадавших" и "не пострадавших", эта точность оказалась полезной.

Есть и другие источники данных – не такие очевидные и не всегда оперативные, но позволяющие составить более полное представление о компании. Это кредитные истории (ценные, но труднодоступные данные), информация об участии в закупках и изменениях в структуре закупок, данные о персонале, недвижимости, объектах интеллектуальной собственности, анализ налогового бремени и производительности. Эти сведения могут быть особенно полезными при работе с новыми поставщиками, что тоже весьма актуально в период пандемии, когда границы закрываются, логистические цепочки рушатся и спешно приходится искать замену бывшим партнерам. Собирая досье на компанию, всегда имеет смысл проверить, что о ней пишут в СМИ и соцсетях.

При оценке надежности хороши не только чистые данные, но и различные скоринги, созданные на их основе. Один из них – Индекс должной осмотрительности. Изначально он создавался для определения налоговых рисков и позволяет выявлять компании, не ведущие хозяйственной деятельности, ведь неблагонадежное звено в цепи поставок может вызвать претензии налоговых органов ко всей цепочке. Но компании-"пустышки" создаются не только с целью ухода от налогов. Это могут быть и однодневки для участия в тендерах, и мошеннические бизнесы.

СПАРК постоянно совершенствует свои сервисы и перестраивает аналитические модели с учетом именно тех сигналов, которые позволяют понять актуальное состояние бизнеса. Например, один из наших самых востребованных скорингов, Индекс финансового риска, теперь в большей степени учитывает динамические факторы – сведения о платежах, государственных контрактах, судебных исках.

Оперативная оценка контрагентов, заемщиков сегодня важна как никогда. Кризис-2020 закрыл одни отрасли и позволил взлететь другим, и он еще не окончен. Сбор оперативной информации – это не только способ увидеть потенциально рискованные зоны и сберечь деньги. Кто лучше понимает реальность, тот быстрее адаптируется и видит новые возможности для своего бизнеса там, где другие боятся сделать решительный шаг.

На графике – количество торговых точек, не возобновивших работу после снятия ограничений летом 2020 года. Сильнее просели те отрасли, которые легко заменяются онлайн-сервисами или доставкой на дом. Ателье и парикмахерские курьером не доставишь, а газету проще читать "с экрана", чем рисковать выходом в киоск. 

Андрей Захаров, директор по развитию проекта "СПАРК-Интерфакс"

Город N