eng
1 августа 2020 журнал "Директор по безопасности"

Контроль закупок: как забыть про "ручные" проверки и автоматизировать процедуры

Борьба с мошенническими и коррупционными схемами в закупках – это всегда непросто. С одной стороны, можно переборщить с административными мерами и нарушить нормальную работу бизнеса. С другой, нельзя не ставить барьеров на пути серьезных нарушений. Опыт показывает, что соблюсти этот баланс невозможно, если бороться с нарушениями в "ручном" режиме, без системного анализа всего массива доступной информации и без выявления действительно важных "болевых точек".

Часто внутренний контроль закупок не работает, потому что на самом деле контролеры просто не могут оценить, насколько обоснованы цены и другие параметры проводимых в ор­ганизации тендеров. В результате нарушения если и вскрываются, то случайно. Ситуация усугубляется тем, что крупные компании еже­дневно заключают множество договоров с по­ставщиками и уследить за всеми процедурами действительно бывает сложно.

Службам безопасности при этом приходит­ся держать под контролем не только "свои" за­купки, но и контракты на поставку с внешними крупными заказчиками.

Посмотрим, какие есть механизмы для ав­томатизированного контроля параметров заку­пок, позволяющие сразу видеть потенциальные "красные флажки".

Оговоримся, что в полной мере эти механиз­мы работают в зоне действия 44-ФЗ. Но, с другой стороны, на эти, регулируемые государством за­купки приходится в России уже около 30% ВВП. Поэтому фактически нет компании в России, которая или сама не подпадала бы под действие этих законов, или же не участвовала бы в госза­купках как поставщик (и, соответственно, тоже несла связанные с этим высокие риски).

"Большие данные", которые доступны в сфере закупок, позволяют сегодня перейти от поиска отдельных нарушений к непрерывному системному анализу ключевых рисков, показы­вает наш практический опыт.

Завышенные цены как индикатор серых схем

Завышение цен - один из ключевых и распро­страненных признаков теневых схем в закупках, к которым часто бывают причастны и закупщи­ки, и поставщики, и связанные с ними лица.

С помощью системы "МАРКЕР-Интерфакс", которая специализируется на контроле заку­пок, мы можем вести анализ актуальных цен, чтобы сравнивать анализируемую котировку с рыночными ценами. В системе собрана база подтвержденных закупочных цен за единицу товаров и услуг, дополненная удобными ин­струментами анализа.

В базе закупочных цен можно по названию товара или услуги найти, какие поставщики, в каких регионах по каким ценам их поставляли. Ценовые аномалии в этом случае будут сразу видны.

ОПЫТ КОМПАНИИ "ПОЛЮС"

Подразделение безопасности "Полюса", одной из крупнейших золотодобывающих компаний России, включило проверку факторов риска по торгово-закупочной деятельности контрагентов в процессы обязательных проверок. В частности, она проверяет с помощью системы "МАРКЕР-Интерфакс" на наличие: 

   опыта участия в закупках
•   негативной истории по госзакупкам
•   признаков участия в сговоре поставщиков
•   признаков конфликта интересов
•   ценовых манипуляций 

Так компания смогла повысить эффективность работы по противодействию мошенническим схемам (в т.ч. в закупках, но система используется и при проверке контрагентов) и выявлению конфликта интересов.

Пример: один госзаказчик из Московской области в апреле 2020 года закупал одноразо­вые медицинские маски у индивидуального предпринимателя, зарегистрированного всего месяцем ранее и не имевшего опыта участия в закупках, по невероятной цене 3400 рублей за упаковку из 20 штук. Чтобы увидеть эту анома­лию, достаточно было просто отранжировать результаты поиска цен по медицинским ма­скам - от максимальной к минимальной. Кон­тракт оказался в самом верху.

Другой пример касается строительства. Госза­казчик в одном из районов Подмосковья заклю­чил контракт на закупку эмали ПФ-115, обыч­ного товара для строительных или ремонтных работ. Но если смотреть разбивку по лотам, то бросалось в глаза, что все цвета идут по 250-300 рублей за килограмм, а белая эмаль - почему-то за 1550. Есть повод задать вопросы... Тем более что этот же поставщик успешно поставлял ту же самую белую эмаль ПФ-115 другим заказчикам по цене 150 рублей за килограмм.

Если речь идет о проверке начальной мак­симальной цены (НМЦК) в госконтракте – здесь проверить нужно не только цену, но и методологию расчета, и подбор сравнимых контрактов.

С помощью системы "МАРКЕР-Интерфакс" можно пошагово пройти весь процесс обосно­вания цены вслед за закупщиком и понять, где и что пошло не так, если вдруг цифры по рынку кардинально разойдутся. 

(Не) здоровая конкуренция

Здоровая конкуренция – двигатель прогресса. Отсутствие конкуренции – это то, что разрушает рынок, приводит к завышению цен и повышает риски неисполнения контрактов.

Анализ данных о закупках показывает, что несколько участников и электронный способ торгов еще не гарантируют конкурентность за­купки. Участники могут договориться между собой, а заказчик может составить техническое задание под конкретного поставщика.

Чтобы видеть реальную картину, необходи­мо постоянно отслеживать такие способы "об­хода" законодательных норм, использовать все возможности для выявления этих нарушений на основе данных о закупках.

Мы стремимся "оцифровать" эту сложную реальность и создать на этой основе механиз­мы непрерывного мониторинга нарушений (несмотря на то, что их и без того весьма раз­нообразная типология постоянно меняется).

Так, часто бывают ситуации, которые назы­вают "концентрацией на поставщике" – когда по определенной номенклатуре заказчик из раза в раз стабильно выбирает одного и того же поставщика, не обращая внимания на аль­тернативных. При детальном анализе закупок этот сегмент сразу обращает на себя внимание.

Причины могут быть разными. Можно про­верить, например, связь между заказчиком и поставщиком.

В нашем опыте есть кейс, когда удалось вы­явить закупку "с семейным подрядом" в одном из региональных филиалов крупной энергетиче­ской компании. Отец и сын, фамилия и отчество совпадают – первый представляет заказчика, от­вечает за проведение закупки, а второй представляет поставщика, который исполняет контракт.

Стандартной практикой является также за­купка у единственного поставщика. Но всегда ли это оправдано?

МОЖНО ПОШАГОВО ПРОЙТИ ВЕСЬ ПРОЦЕСС ОБОСНОВА­НИЯ ЦЕНЫ ВСЛЕД ЗА ЗАКУПЩИКОМ

Одно из подведомственных учреждений Минздрава в 2018-2020 годах провело 7 заку­пок у единственного поставщика – закупались работы по комплексному содержанию и обслу­живанию зданий. Общая сумма контрактов составила более 60 миллионов рублей. Под­рядчик по каждой из этих закупок – компания с неброским строительным названием, учреж­денная в 2017-м, всего за год до начала своего успешного участия в закупках.

Обратимся к техническим заданиям и сме­там данных закупок – возможно, там есть что- то необычное, что требует стабильного огра­ничения конкуренции заказчиком? Но нет, стандартные работы – электропроводка, лам­почки, выключатели, обслуживание лифтов… Нельзя сказать, что с этим не справились бы другие подрядчики, которые могли бы выйти на закупку, будь она конкурентной. Но, видимо, за­казчик считал и продолжает считать иначе.

Можно пойти дальше и посмотреть практику работы этой компании с другими заказчиками.

В ее небольшой истории участия в закупках можно найти нескольких конкурентов, с кото­рыми она пересекалась на торгах. Например, индивидуальный предприниматель Дмитрий Николаевич (фамилию опустим) – выходит на те же тендеры, куда выходит и упомянутая нами ранее строительная компания. Если за­глянуть в карточки этих двух поставщиков, то в списках контактов у них найдется один и тот же номер телефона.

Помимо закупок у единственного постав­щика, заказчики используют и другие способы ограничения конкуренции, и МАРКЕР тоже их выявляет. Например, это недопуск участников с минимальной ценой или необоснованное от­клонение заявок.

Еще есть специальные индикаторы по корот­ким срокам исполнения контрактов – напри­мер, по тем закупкам, где на исполнение много­милионного контракта отводится 1-3 дня.

Для выявления закупок с признаками огра­ничения конкуренции нужно и знать признаки нарушений, и видеть детальный расклад на рынке в целом. В частности, требуется деталь­ная статистика по поставщикам, причем ос­нованная на реальных данных о поставках по конкретной номенклатуре. А это вручную сде­лать очень сложно.

Полученные результаты могут быть инте­ресны не только для контролеров. Один круп­ный поставщик офисной мебели детально проанализировал свой рынок на предмет при­знаков ограничения конкуренции потенци­альными заказчиками. По результатам такого анализа компания целым списком отсекла тех заказчиков, выход на "конкурентный" тендер к которым, скорее всего, будет пустой тратой времени и средств.

Кто с "Тамарой" ходит парой?

Сговор между поставщиками или между заказ­чиком и поставщиком – это серьезно. Он грозит разбирательством с ФАС, штрафами и даже уго­ловной ответственностью, если будет признан картелем со всеми вытекающими последствиями.

Анализ данных о закупках показывает, что несколько участников и электронный способ торгов еще не гарантируют конкурентность закупки

У сговора поставщиков есть признаки, кото­рые можно обнаружить.

При проведении закупочных процедур от­ветственные лица со стороны заказчиков и по­ставщиков как правило, оставляют свои контак­ты на торговых площадках. Это первая зацепка. Неформальные контакты у разных участников могут совпадать – имена, телефоны, емейлы.

Например, один и тот же контакт может отметиться и в разделе заказчиков, и в разде­ле поставщиков, причем в разных компаниях. При этом, даже имена представителей будут указаны разные, а, например, номер мобиль­ного – один и тот же.

В системе МАРКЕР вы вбиваете номер теле­фона или e-mail и смотрите, представители ка­ких компаний когда-либо его указывали. Даль­ше дело техники.

Такие совпадения могут указывать на двух (и больше) связанных между собой поставщиков.

Они могут выходить на одни и те же тендеры, "подыгрывая" друг другу.

Впрочем, можно не ограничиваться "пробива­нием" контактов. В специальном отчете МАРКЕР дает возможность увидеть истории участий сра­зу по нескольким поставщикам – "в связке".

Одни выходят вместе на торги и дают сни­жение – первый всегда на 0,5%, а второй - на 1%. И так на десятках торговых процедур. Дру­гие могут делить между собой рынок пополам, подыгрывая друг другу по очереди.

Досье на поставщиков: изучаем под лупой

Даже поставщик с оптимальным, с точки зре­ния рынка, предложением, может оказаться ненадежным – поставить некачественные то­вары, сорвать сроки или вообще перестать вы­ходить на связь.

Архив данных с торговых площадок и в этом случае будет хорошим подспорьем. Например, чтобы проверить, есть ли опыт у поставщика по конкретному предмету закупки – особенно, в том, что касается работ или услуг. Какой объ­ем контрактов в его обязательствах, на какие суммы, с какими заказчиками.

Отдельный пункт в досье поставщика – не­гатив в его истории участия в госзакупках. Здесь многое о качестве исполнения обяза­тельства расскажут расторгнутые контракты, суммы и частота получения штрафов или не­ устоек от заказчиков. И, конечно, однозначно негативный фактор – это включение в реестр недобросовестных поставщиков.

Можно оценить и другие факторы риска – например, как часто компания подает жалобы в ФАС. По рассказам некоторых заказчиков, с которыми мы работаем, существует не один де­сяток поставщиков, основная задача которых не победить в закупке, а подать на нее жалобу в ФАС, тем самым притормозив сам процесс. За­чем? Чтобы шантажировать заказчика беско­нечными разбирательствами и диктовать свои условия. Вот такие истории случаются.

Карта рисков

Система МАРКЕР, разработанная "Интерфаксом", дает возможность провести контрольные про­цедуры в несколько кликов и получить кар­ту закупочных рисков, учитывающую более 80 индикаторов признаков нарушений по за­казчикам и поставщикам.

Список этих факторов дополняется постоян­но. И потому, что аналитические возможности системы развиваются, и потому что сами нарушения становятся все более изощренными и разнообразными.

Многоуровневый анализ закупок и участ­ников помогает выявить и процедурные на­рушения, и незаконные действия, и аномалии поведения, и признаки сговора, и ценовые мани­пуляции, и неблагонадежных поставщиков.

журнал "Директор по безопасности"