eng
1 июля 2022 Директор по безопасности

Мониторинг СМИ: почему он стал важнее при проверках контрагентов

В условиях структурной перестройки экономики, санкций критические изменения в деятельности компаний могут происходить стремительно. Чтобы не пропустить изменения, надо, показывает практика, вести системный мониторинг всего информационного поля. Ведь во многих случаях именно медиа являются самым оперативным, а часто – единственным источником критически важной информации о бизнесе.

Как отслеживать публикации в тысячах СМИ и при этом не потонуть в океане данных?

Разбираемся, откуда берутся новости

Есть мнение, что значение СМИ падает и их заменят блогеры, а многочисленные медиа все пишут примерно одно и то же. Однако это не так.

Показатель посещаемости сайтов российских СМИ не только остается стабильно высоким, но и в 1,5–2 раза возрастает в моменты кризиса и неопределенности (так случилось и в начале пандемии, и после начала военной спецоперации). Сама аудитория интернета тоже неуклонно растет. Согласно данным национального счетчика интернета, компании MediaScope, около 80% населения России или 95 млн человек ежедневно пользуются интернетом. И примерно 57% пользователей читают новости (рис. 1.).

Рисунок 1.jpg

Таким образом, СМИ не просто живы, но и являются одним из основных источников информации для граждан и бизнеса.

При этом СМИ очень разные. В нашем случае важно, что далеко не каждый источник заслуживает доверия и постоянного мониторинга. Как определить источники, которым надо уделять внимание?

Тут потребуется немного теории.

Статьи и новости не появляются "из воздуха" На медиа-рынке существует своя логика создания и распространения информации, которую можно изобразить в виде воронки. В центре – источники исходной информации, из них рождаются новости, которые обрастают затем деталями, подробностями, комментариями и распространяется по разным каналам (рис. 2.).

Рисунок 2.jpg

В центре "воронки" – первоисточники информации. Это решения судов, существенные факты эмитентов, законопроекты. Сюда можно отнести также высказывания первых лиц или официальную информацию от компаний и ньюсмейкеров.

Следующий виток – крупные информагентства. В России их три: "Интерфакс", ТАСС и "РИА Новости". Считается, что самые достоверные сообщения – это новости, опублико­ванные в таких информагентствах, так как они опираются на самый надежный круг источников, имеют широкую корреспондентскую сеть, а каждый публикуемый факт обяза­тельно перепроверяется. Агентства выпускают наибольшее количество "первичных" новостей, которые да­лее распространяются по инфополю. То есть самые актуальные новости (в первую очередь экономические, отраслевые, корпоративные) выходят именно на платных лентах, недоступ­ных в открытом доступе.

Затем идет более широкий круг информационной "воронки" – это га­зеты и журналы (и их интернет-сай­ты). Такие издания производят гораз­до больше различных текстов, здесь уже появляются оценки и суждения, экспертные колонки. Сайт газеты "Коммерсантъ", например, относится именно к этой категории.

Еще более широкий виток во­ронки охватывает интернет СМИ, которые конкурируют друг с другом за посещаемость. Часто в этих изда­ниях, которых десятки тысяч, даже нет полноценных журналистов, ко­торые могут написать эксклюзивную новость. Их сотрудники перепечаты­вают чужие заметки, делают так на­зываемый рерайт и называются "но­востниками".

Далее следуют агрегаторы, или интернет СМИ вообще без редакции. Такие ресурсы специализируются на том, чтобы просто аккумулировать у себя максимальное количество ново­стей, – без какой-либо проверки фак­тов и претензий на достоверность.

Наконец, самый широкий круг "воронки" – социальные сети, кото­рые генерируют еще больший поток информации, но, к сожалению, абсо­лютно без фактчекинга.

В среднем резонансная новость распространяется от ядра "воронки" до последнего и самого широкого витка – социальных сетей – в течение двух часов.

Какие практические выводы мож­но из всего этого сделать?

Во-первых, если сделать запрос через обычный интернет-поисковик по компании или контрагенту, то в итоговой выдаче вы не получите со­общений из платных источников (а именно они наиболее профессио­нально пишут про бизнес).

Во-вторых, выдача будет состоять из сообщений из очень разных по уровню надежности источников. Ка­чественно систематизировать публи­кации при этом крайне сложно.

В-третьих, большинство текстов никак не будет связано с тем, что как раз больше всего требуется: это негативная информация, рисковые упоминания – в привязке к интересу­ющим компаниям.

В-четвертых, если вы пользуетесь вторичными источниками, то можете узнать о важном событии только че­рез пару часов.

Утром в газете, вечером – в куплете

Новость, меняющая представление о рисках, связанных с контрагентом, мо­жет появиться в любой момент. Надо оперативно узнать о ней, оценить мас­штаб риска и принять решения.

Все чаще анализ рисков по СМИ – это возможность обнаружить про­блемы до того, как они приобретут статус юридических фактов и дойдут до всего рынка. Ведь к этому моменту финансовые потери часто бывает уже невозможно предотвратить...

Например, недавно дальневосточ­ная газета написала об увольнении 1200 работников на местном пред­приятии. Снижение выручки и другие проблемы компании станут известны рынку значительно позже, но после новости уже можно предположить, в каком состоянии будет ее бизнес.

Такого рода примеры объясняют, почему в службах безопасности круп­ных и средних компаний медиа-мо­ниторинг стал почти обязательным инструментом оценки рисков.

Помимо мониторинга изменения рисков, работа с медиа-источниками позволяет проверять деловую репу­тацию контрагента. Для финансовых структур такая проверка является, согласно требованиям Банка России, обязательной.

Учитывая сложность процесса, для мониторинга и оценки репутации удобнее всего использовать професси­ональные системы. Такие сервисы по­зволяют получить доступ к десяткам тысяч источников, включая закрытые ленты информагентств. Вы можете делать не разовые запросы, а вести мониторинг сразу по всему портфелю контрагентов, а также минимизиро­вать объем информационного шума.

Однако есть у таких систем и не­удобство – с ними надо работать от­дельно, выделять на это отдельного специалиста.

Чтобы решить эту проблему и снизить трудозатраты, "СПАРК- Интерфакс" создал прямо в системе расширенный модуль анализа деловой репутации компаний и оценки рисков по СМИ. Модуль основан на данных из специализированной системы "СКАН-Интерфакс", которая имеет функционал, рассчитанный на потребности служб безопасности.

Механизмы "раннего оповещения" и "риск-факторы"

Жизнь почти ежедневно дает нам примеры того, как и где важную новость можно "отловить" еще до того, как она пошла гулять по сети, и создала волну негатива (рис. 3.).

Рисунок 3.jpg

На скриншоте представлена подборка потенциально рисковых упоминаний, связанных с санкциями. В свете последних событий даже потенциальная возможность наложения санкций на контрагента является серьезной угрозой, поэтому мониторинг этого риск-фактора стал особенно актуален.

Еще один важный риск-фактор – банкротства и арест имущества (рис. 4.).

Рисунок 4.jpg

Система отслеживает 65 риск-фaкторов, в их числе экономические и уголовные преступления, судебные разбирательства и следственные действия в отношении юрлица, банковское мошенничество, падение прибыли, трудовой конфликт или претензии потребителей и т. д.

Важно, что система дает возможность не только оценивать риски "в моменте", но и поставить на мониторинг одновременно до 10 тысяч контрагентов. По этому списку ежедневно будет приходить мониторинг с информацией по сработавшим в отношении компаний риск-факторам.

На первый взгляд может показаться, что все, что мы описываем выше, слишком сложно и вообще излишне. Однако на практике встречаются кейсы, когда на первый взгляд профиль контрагента выглядит вполне надежно, и только мониторинг сообщений в СМИ помогает выявить потенциальные или уже случившиеся риски. Иногда такие факты могут напрямую влиять на решение о заключении контракта.

Взглянем, например, на "карточку" компании "Яндекс". По всем индикаторам системы "СПАРК- Интерфакс" у компании хорошие показатели (рис. 5.).

Рисунок 5.jpg

Перейдем в новый раздел системы СПАРК с аналитикой по СМИ и детально оценим инфополе вокруг компании (рис. 6.).

Рисунок 6.jpg

Первое, на что стоит обратить внимание, – Индекс репутационного риска (ИРР). ИРР – специальный интегральный показатель, который учитывает долю негативных упоминаний компании в общем объеме публикаций, а также ряд других факторов.

Так, если негативное сообщение про компанию вышло в одном сомнительном СМИ, то ИРР существенно не изменится. А вот если негативные новости опубликовали сразу несколько крупных уважаемых изданий, то это окажет значимое влияние на индекс. Если затем про компанию выйдет много позитивных или нейтральных публикаций, то индекс со временем может снова снизиться. Однако растет ИРР всегда быстрее, чем снижается.

При анализе репутации компании "Яндекс" в СМИ мы видим, что ИРР компании находится в желтой зоне – доля негативных публикаций преобладает над нейтральными. Если посмотреть карту, которая отражает количество срабатываний того или иного риск-фактора в публикациях, то мы увидим, что в СМИ в связи с компанией были упоминания о санкциях, убытках, утечке данных, расторжении сделок и судебных процессах.

Крупную компанию мы взяли для наглядности. Если вы рассматриваете возможность сотрудничества с компанией "Яндекс", то скорее всего просто примете эти факты к сведению. Но если речь идет о бизнесе меньшего масштаба и известности, то подобные факты могут оказать существенное влияние на решение о сотрудничестве.

Как использовать Индекс репутационного риска?

Индексы помогают упростить и ускорить процедуру проверки, а также обратят ваше внимание на те самые потенциально "опасные" моменты. Посмотрим, как это работает на практике. Проделаем эту процедуру внутри расширенного модуля системы "СПАРК-Интерфакс" на все том же примере компании "Яндекс".

Если выбрать риск-фактор "санкции", то отобразятся самые заметные новости, связанные с компанией. Уточним, что система отражает публикации по более чем 60 000 источников, включая закрытые ленты информагентств, она качественно идентифицирует юридические лица и поэтому риск пропустить важную новость сводится практически к нулю. 

При необходимости запрос можно сузить или расширить с помощью дополнительных фильтров: "главная роль" (выбрать только тексты, где нужная нам компания является действующим лицом), персона (упоминание вместе компании и персоны), тема (рис. 7.).

Рисунок 7.jpg

Оценить вклад того или иного фактора в текущий показатель индекса позволит подсветка. Так, из фрагментов публикаций, приведенных на иллюстрациях, явствует, что сама компания пока не внесена в санкционные списки. Однако, согласно подсвеченным фразам, риск все же существует – под санкции попал тогдашний главный управляющий директор Yandex N. V. (головная компания для группы) Тигран Худавердян. Кроме этого, финляндская электроэнергетическая компания заявила, что в случае попадания "Яндекса" под санкции она прекратит сотрудничество.

При необходимости можно развернуть нужную новость и ознакомиться с полным текстом публикации (рис. 8.).

Рисунок 8.jpg

Если просмотреть другие риск- факторы: судебные процессы, утечка данных, – то становится понятно, что компания столкнулась с иском от клиентов, чьи данные могли распространиться в сети.

Система также покажет, какие объекты и персоны упоминались в интересующем контексте. Это позволяет находить скрытые связи на основании упоминаний в новостях, и это может послужить основой для дальнейших расследований.

Еще одна важная особенность заключается в том, что новость с поданным против компании иском была опубликована в платной ленте ТАСС. Именно благодаря доступу к закрытым лентам крупнейших информагентств система позволит раньше других узнать рисковые новости и успеть принять нужные решения (рис. 9.).

Рисунок 9.jpg

Как мы уже писали выше, источники публикаций могут быть разными, не всем из них можно доверять.

При принятии решения, доверять или нет источнику, стоит обращать внимание на такие факторы в системе:

1. "Индекс Заметности" – чем выше индекс заметности источника, тем чаще его цитируют другие СМИ и тем он авторитетнее.

2. "Охват" – охват потенциальной аудитории показывает, сколько человек в среднем читают этот источник. Чем выше охват, тем влиятельнее источник.

3. "Радикальная позиция" – доверять стоит СМИ без своей яркой позиции, которые приводят факты, а не мнения.

4. Слово "compromat" в названии источника должно настораживать. Часто такие источники замешаны в информационных войнах или промышляют шантажом.

В заключении скажем, что мониторинг публикаций в СМИ уже давно перестал быть инструментом исключительно для PR-специалистов. В современных реалиях специалистам служб безопасности и риск-менеджерам важно быть в курсе новостей, которые могут негативно сказаться на деловой репутации компании и ее контрагентов. Системы мониторинга теперь решают эту задачу и научились оперативно контролировать риски по тысячам контрагентов одновременно.

Юлия Михайлова,
директор по развитию "СКАН-Интерфакс"

Директор по безопасности