eng
19 июня 2018 Управление финансовыми рисками

Оценка кредитных рисков по базам данных о расчетах с поставщиками энергоресурсов: возможности и перспективы

Несмотря на то что в рейтинге, представленном в обзоре Doing Business 2018 г., Россия пока не набирает балл по компоненту "наличие данных о платежной дисциплине компаний и частных предпринимателей от торговых сетей и коммунальных компаний", в вопросе организации сбора таких данных был достигнут определенный прогресс. Сегодня информация уже присутствует в нескольких источниках, в частности, в системе "СПАРК-Мониторинг платежей" и в бюро кредитных историй. Рассмотрим их более подробно. 

Проект "Мониторинг платежей" 

В рамках созданной в 2011 г. "Интерфаксом" системы "СПАРК-Мониторинг платежей" компании поставщики различных товаров и услуг ежемесячно по определенным правилам обмениваются данными о том, вовремя ли их клиенты погашают дебиторскую задолженность. Среди многочисленных участников системы есть и такие крупные поставщики ресурсов, как ОАО "Энергосбыт Плюс", ПАО "ТГК-2", АО "СИБЭКО", ПАО "Рязанская энергосбытовая компания", ПАО "Челябэнергосбыт", ОАО "Татэнерго" и др. Участники размещают как негативную, так и позитивную информацию. 

Размещенная информация агрегируется, данные разных поставщиков об их общих клиентах объединяются, превращаясь на выходе в платежные истории. 

Ключевым индикатором является индекс платежной дисциплины (ИПД) — аналитический показатель, формирующийся при наличии данных о клиенте как минимум от двух поставщиков и отражающий средний фактический срок исполнения клиентом своих финансовых обязательств по различным договорам с поставщиками. При расчете индекса в тот или иной период учитываются и фактические оплаты (в срок или с определенной просрочкой), и наличие открытой просроченной дебиторской задолженности. Суммы оплат и задолженности также влияют на значение показателя. 

Значение индекса может составлять от 0 до 100, где 0 — максимальная задержка оплаты (120 дней и более), а 100 — досрочная оплата. Таким образом, чем значение показателя выше, тем выше уровень платежной дисциплины компании. 

Минимальный период для расчета индекса — один месяц. Также индексы рассчитываются по следующим периодам: "последние три месяца", "последние 12 месяцев", "текущий год" и "предыдущий год". 

Движение индекса в ту или иную сторону может свидетельствовать об изменении финансового положения или платежной политики компании. 

На начало марта 2018 г. общее количество юридических лиц, данные о которых размещены поставщиками ресурсов — участниками проекта "Мониторинг платежей", составило порядка 320 тыс. Индекс платежной дисциплины имеют более 80 тыс. юридических лиц 

Бюро кредитных историй 

С введением в действие в 2014 г. поправок в Федеральный закон "О кредитных историях" у поставщиков ресурсов появилась возможность вносить в бюро кредитных историй информацию о своих должниках, но лишь о тех, в отношении которых вынесено вступившее в силу и не исполненное в течение десяти дней решение суда о взыскании задолженности. Таким образом, у добросовестных плательщиков пока нет возможности повлиять на создание своей положительной кредитной истории и таким образом укрепить деловую репутацию. Для того чтобы получить законную возможность сообщать о нарушителях договорных условий, поставщики ресурсов вынуждены дожидаться соблюдения всех установленных формальностей. Теряется время, снижается мотивация. 

Законодательство расширило перечень тех, кому потенциально могут быть доступны кредитные истории, — сегодня это уже не только банки, но и любая организация или индивидуальный предприниматель, получившие согласие заемщика на запрос данных о нем. 

Сами поставщики ресурсов пока не торопятся испортить кредитную историю своим потребителям. Так, в АО "НБКИ" по состоянию на 1 сентября 2017 г. были переданы данные всего лишь о 2,5 тыс. должниках — юридических лицах. На сайтах других крупнейших бюро не удалось найти информацию о начале сотрудничества с поставщиками ресурсов. Косвенно это может свидетельствовать об отсутствии значимой активности в этом направлении. 

Низкий интерес можно объяснить повышенными требованиями к передаваемой информации, техническими сложностями создания соответствующих выгрузок и инертностью самих поставщиков ресурсов, по всей видимости, не видящих пока в краткосрочной перспективе очевидной выгоды от такого рода сотрудничества с бюро. 

Особняком стоят так называемые черные списки неплательщиков, ставшие уже традиционным для российского бизнеса явлением и присутствующие на корпоративных сайтах в том числе и поставщиков электроэнергии, воды и тепла. 

Анализ списков выявляет очевидные недостатки такого метода коммуникации с потенциальными потребителями информации, обусловленные следующими причинами.

   •   Труднодоступность в сочетании со сложностями идентификации потребителя. В качестве примера можно привести ГОУП "Мурманскводоканал", размещающее списки должников в виде pdf-файла с указанием лишь наименования должника, без ИНН. 
Нерегулярность обновления списков: списки публикуются от случая к случаю, информация зачастую неактуальна. Это может говорить об отсутствии системной работы с должниками, размещении информации лишь для галочки.

   •   Как показывает практика, при всей очевидной важности такого рода информации добиться от поставщиков ее предоставления сейчас затруднительно. Это хорошо видно при сопоставлении потенциального объема данных у поставщиков ресурсов и фактического его объема в системе "СПАРК-Мониторинг платежей" и бюро кредитных историй. 

Как известно, спрос рождает предложение. Можно констатировать, что со стороны профессионального сообщества пока не наблюдается всплеска интереса к данной информации: ее ценность на первый взгляд неочевидна. Иными словами, требуется привлечение внимания целевой аудитории, что как раз и является целью данной статьи. 

Поставщики ресурсов воспринимают сотрудничество как дополнительную операционную нагрузку на свой бизнес, поскольку подготовка данных так или иначе требует отвлечения ресурсов специалистов компании. Есть и технические сложности. При этом они не видят мгновенного эффекта от размещения информации, что снижает мотивацию. Эффект будет, если для потребителей будут созданы экономические стимулы платить вовремя. Нужное дисциплинирующее воздействие окажет четкое понимание того, что неоплаченные счета за потребленные ресурсы рано или поздно приведут к отказу в выдаче кредита (повышенной ставке с учетом увеличения риска просрочки платежа или дефолта) или переводу на предоплату со стороны поставщиков, ограничениям в конкурсных процедурах. Таким образом, профессиональному сообществу, заинтересованному в росте объемов платежной информации от поставщиков ресурсов, нужно регулярно предоставлять как поставщикам ресурсов, так и их потребителям обратную связь о том, что информация попадает к целевой аудитории, она значима для принятия тех или иных решений. 

Управление финансовыми рисками