eng
4 июля 2021 Город N

Платежная дисциплина бизнеса стабилизировалась в начале 2021 года, но вновь может ухудшиться

Коронавирус продолжает испытывать на прочность платежную дисциплину российского бизнеса. Рост заболеваемости, возврат к практике "нерабочих дней" и уже вводимые в отдельных регионах карантинные ограничения способны снова сказаться на возможности некоторых компаний и предпринимателей, прежде всего из сегмента МСП, рассчитываться в срок с поставщиками. Однако риски снижает то, что бизнес уже накопил опыт работы в условиях локдаунов.

Данные о своевременности расчетов компаний и предпринимателей, которые поставщики товаров и услуг различных сфер бизнеса ежемесячно размещают в системе "СПАРК-Интерфакс", позволяют оценить возможные сценарии развития ситуации.

Сценарий "первой" и "второй волны"

"Первая волна" ковида и последовавшие за ней беспрецедентные карантинные ограничения застали российский бизнес врасплох, он оказался не готов к работе в сложившихся условиях. По своей силе воздействие на своевременность расчетов с поставщиками оказалось сравнимо с предыдущим кризисом – экономической изоляцией 2015 года (Таблица 1. Доля счетов, оплаченных клиентами поставщикам в срок и с просрочкой, сравнение 2015 и 2020 гг.).

Однако, в отличие от сценария 2015 года, по мере смягчения карантинных ограничений и открытия экономики в мае-июне 2021 года восстановление платежной дисциплины шло быстрее (График 1. Месячная динамика уровня расчетов в России с начала пандемии коронавируса. Доля счетов, оплаченных клиентами поставщикам в срок и с просрочкой). А в 2015 году после пика неплатежей во втором квартале было "топтание на месте" в течение нескольких кварталов и компании чаще допускали просрочку оплаты поставщикам свыше 60 дней.

Это можно связать с тем, что в 2015 году экономические проблемы одномоментно затронули все регионы и сферы бизнеса. А в 2020 году карантинные ограничения вводились в разных регионах в разное время, были непродолжительными, степень ограничений была разная.

Своевременнее и масштабнее в 2020 году оказались и стимулирующие меры правительства – приоритетная поддержка компаний из наиболее пострадавших отраслей, повышение доступности кредитов для малого и среднего бизнеса, списание налогов и страховых взносов, поддержка доходов населения.

Заметно, что "вторая волна" пандемии уже не вызвала коллапса, подобного апрельскому. Бизнес успел сравнительно быстро адаптироваться к "новой реальности", например, рестораны переориентировались на доставку еды, фитнес-центры стали проводить дистанционные занятия, учебные заведения также проводили занятия, используя онлайн-платформы, транспортные компании и курьерские службы стали доставлять интернет-заказы, магазины перешли на онлайн-торговлю и т.д. В то же время и карантинные ограничения были менее строгими и продолжительными.

Ухудшение уровня расчетов в декабре и январе – характерное сезонное явление, которое наблюдалось и ранее, до пандемии.

Результаты первого квартала текущего года подтверждают стабилизацию ситуации, которая наметилась в четвертом квартале прошлого года, и возвращение платежной дисциплины к обычным уровням, которые наблюдались до пандемии (Таблица 2. Доля счетов, оплаченных клиентами поставщикам в срок и с просрочкой на начало 2019–2021 гг.).

Данные за апрель и неполные данные за май позволяют предположить сохранение достигнутых уровней платежной дисциплины и во втором квартале текущего года.

Платежная практика компаний в зависимости от размеров бизнеса

Малый и средний бизнесы чувствительны к внешним шокам. Однако в случае адекватной и своевременной поддержки со стороны государства эти сегменты могут сохранить относительно высокий уровень платежной дисциплины, следует из сопоставления данных за 2015 и 2020–2021 гг., размещенных поставщиками товаров и услуг в системе "СПАРК-Интерфакс" (диаграммы 1, 2, 3).

Диаграмма 1. Платежная дисциплина в разрезе размеров бизнеса за период январь-май 2021 года. Доля компаний, в среднем оплачивающих счета в срок или с просрочкой.

Диаграмма 2. Платежная дисциплина в разрезе размеров бизнеса в 2020 году. Доля компаний, в среднем оплачивающих счета в срок или с просрочкой.

Диаграмма 3. Платежная дисциплина в разрезе размеров бизнеса в 2015 году. Доля компаний, в среднем оплачивающих счета в срок или с просрочкой.

Региональная статистика

Динамика платежной дисциплины в федеральных округах различается вследствие того, что карантинные ограничения вводились в разных регионах в разное время, различалась степень и продолжительность ограничений. В большинстве федеральных округов не наблюдается значительная месячная изменчивость уровня расчетов, она заметна лишь в Северо-Кавказском и Дальневосточном федеральных округах.

Ухудшение уровня расчетов в декабре и январе – обычное сезонное явление, которое наблюдалось и ранее, до пандемии. Характерно для всех регионов.

На диаграммах 4 и 5, а также графиках 2–9 приведены данные без учета оплат в адрес поставщиков ЖКХ.

Диаграмма 4. Рэнкинг федеральных округов по доле непросроченных оплат за период март 2020 — май 2021 гг.

Диаграмма 5. Рэнкинг регионов по доле оплат с просрочкой свыше 60 дней за период март 2020 — май 2021 гг.

График 2. Дальневосточный федеральный округ. Динамика доли своевременных и просроченных свыше 60 дней оплат за период март 2020 — май 2021 гг.

График 3. Приволжский федеральный округ. Динамика доли своевременных и просроченных свыше 60 дней оплат за период март 2020 — май 2021 гг.

График 4. Северо-Западный федеральный округ. Динамика доли своевременных и просроченных свыше 60 дней оплат за период март 2020 — май 2021 гг.

График 5. Северо-Кавказский федеральный округ. Динамика доли своевременных и просроченных свыше 60 дней оплат за период март 2020 — май 2021 гг.

Компании СКФО находятся в числе отстающих в части уровня расчетов с поставщиками. Вместе с тем с осени прошлого года наблюдается определенное улучшение ситуации.

График 6. Сибирский федеральный округ. Динамика доли своевременных и просроченных свыше 60 дней оплат за период март 2020 — май 2021 гг.

График 7. Уральский федеральный округ. Динамика доли своевременных и просроченных свыше 60 дней оплат за период март 2020 — май 2021 гг.

Организации УФО демонстрируют хорошие показатели по уровню расчетов. Округ занимает 2-е место по доле своевременных оплат и имеет наименьший процент оплат, просроченных свыше 60 дней.

График 8. Центральный федеральный округ. Динамика доли своевременных и просроченных свыше 60 дней оплат за период март 2020 — май 2021 гг. 

График 9. Южный федеральный округ. Динамика доли своевременных и просроченных свыше 60 дней оплат за период март 2020 — май 2021 гг.

Влияние коронакризиса на практику работы с дебиторской задолженностью клиентов

Весной 2021 года эксперты "СПАРК-Интерфакс" провели опрос поставщиков-представителей 141 компании крупного и среднего бизнеса из различных отраслей, включая FMCG, производство и продажу оборудования и материалов, транспортно-логистические услуги, деловые услуги для бизнеса. Задачей опроса было понять, как коронакризис повлиял на практику работы поставщиков с дебиторской задолженностью клиентов (диаграммы 6–8).

Диаграмма 6. Поменялись ли практики работы с дебиторской задолженностью в вашей отрасли за последнее время?

Диаграмма 7. Что поменялось в практике работы с дебиторской задолженностью?

Диаграмма 8. На ваш взгляд, какие сейчас есть сложности при работе с дебиторской задолженностью клиентов?

Выводы

Подводя итоги, можно сделать некоторые выводы:

Вероятный масштаб неплатежей в случае "третьей волны" и связанных с ней новых карантинных ограничений может зависеть от того, по какому из сценариев продолжится дальнейшее развитие ситуации. Бизнес уже приобрел бесценный опыт работы в условиях локдаунов, поэтому очень вероятно, что даже сопоставимые с "первой волной" карантинные ограничения окажут меньшее воздействие на уровень расчетов.

Важно сохранить соответствующий ситуации объем стимулирующих мер со стороны правительства. Они могут не только поддержать уровень расчетов, но и способствовать относительно быстрому возврату платежной дисциплины на докризисные уровни.

Коронакризис в целом оказал менее разрушительное влияние на платежную дисциплину, чем кризис 2015 года. Проблема неплатежей в меньшей степени волновала поставщиков, чем в 2015 году. Это в том числе подтверждают и результаты проводимого Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) мониторинга "Состояние российской экономики и деятельность компаний". Так, на протяжении всего прошлого года неплатежи со стороны контрагентов мешали работе примерно одинакового числа организаций – этот вариант ответа выбрали порядка трети респондентов. Для сравнения, в течение 2015 года цифры менялись в диапазоне от 25,9% до 51,2% в зависимости от месяца, при этом в пяти месяцах из двенадцати цифра превышала 40%.

Даже если кризисные явления одномоментно затрагивают все регионы и сферы бизнеса, как это было в 2015 году, а меры поддержки имеют ограниченный характер, то российский бизнес демонстрирует способность к сохранению сравнительно высоких показателей платежной дисциплины.

Поставщики продемонстрировали определенную инертность в части перестройки работы с клиентами, далеко не все вносили изменения в привычную модель работы с задолженностью контрагентов. Для бизнеса остается актуальной проблема автоматизации работы для снижения операционной нагрузки при работе с дебиторской задолженностью. Использование современных решений в части работы с задолженностью, совершенствование бизнес-процессов работы по профилактике неплатежей могут помочь поставщикам минимизировать негативные последствия.

Город N