eng
2 июля 2021 Деловой Петербург

Вирус дисциплинировал

Макроэкономика. Eсли отталкиваться от взаиморасчетов, бизнес легче перенес пандемию по сравнению с кризисом 2015 года.

Платежная дисциплина бизнеса с точки зрения своевременности расчетов с контрагентами оказалась лучше, если сравнивать с предыдущим кризисом 2015 года, после введения против России санкций со стороны Запада.

Такие выводы содержатся в исследовании СПАРК-Интерфакс. Они основаны на ежемесячных данных о сроках проведения платежей поставщиков товаров и услуг.

"По своей силе воздействие коронавируса на своевременность расчетов оказалось сравнимо с кризисом 2015 года, но по мере смягчения карантинных ограничений и открытия экономики в мае-июне 2020 года восстановление платежной дисциплины шло быстрее", - рассказывает Алексей Морсин, руководитель направления "Мониторинг платежей" группы "Интерфакс". По его оценке, по итогам II квартала 2020 года 18 % всех платежей бизнеса были осуществлены с задержкой более чем на 60 дней. В 2015 году на них приходилось 25 %.

По итогам I квартала текущего года доля платежей с задержкой снизилась до 7,6 % против 21 % за аналогичный период 2016-го. Предварительные данные за апрель-май 2021 года подтверждают стабилизацию ситуации и возвращение платежной дисциплины к обычным уровням, которые наблюдались до пандемии.

Ситуация с расчетами в малом бизнесе практически не изменилась: в январе- мае текущего года с задержкой проведено 1,9 % платежей против 2 % годом ранее. В 2015 году этот сегмент бизнеса допускал просрочку 10 % общего объема платежей. Чуть хуже с дисциплиной стало у среднего бизнеса: с задержкой до 30 дней проведено 18 % платежей, тогда как в 2020-м - 15 %.

В рэнкинге федеральных округов по платежной дисциплине бизнеса СЗФО оказался на второй строчке с долей просрочек 3,5 %. Хуже всего ситуация в Северо-Кавказском округе (11,2 %), лучше - только в Уральском (3,2 %).

Аналитики объясняют позитивное отличие от кризиса 2015 года тем, что государство ввело своевременные меры поддержки и коронавирус затронул лишь отдельные направления бизнеса, такие как туризм и сфера обслуживания. Но предполагают, что ситуация ухудшится.

Безусловно, сейчас происходит восстановление спроса, но мы столкнулись с новой проблемой, высокой инфляцией, - отмечает Давид Тереладзе, доцент Международного банковского института имени Анатолия Собчака. - Рынок должен найти новое балансирующее дно, поэтому в будущем можно ожидать значительного повышения поставщиками отпускных цен".

Евгений Петров

Деловой Петербург